Как там про ложь, большую ложь и статистику? проглядел тут тезисы Михаила Борисовича на тему «Как нам реорганизовать Рабкрин» (вождя мирового пролетариата вообще цитировать нонче модно).
Есть там такой пассаж: «Мировая экономика прет как паровоз (рост составит около 3%), среднегодовая цена на нефть в 2015 году — около $50. Инвестиций нет, но и по кредитам платить не надо. Напомню, в 1999 году (на момент воцарения нынешнего „вождя“) средняя цена барреля была около $18 и с инвестициями было печально, но курс рубля дорос лишь до 27 к доллару. Экономика же показывала рост ВВП 6,4%».
Ну тут какбэ намеренное или случайное, но явное манипулирование. За отправную точку принимается не пик падения «тогда» и «сейчас» (как вообще стоило бы) и даже не погодовые показатели (как тоже принято), а приход Путина к власти…. Ну-ну.
Далее: «прет» мировая экономика довольно условно — она вообще-то против роста 2004–2008 годов почти стоит. Вообще же " в среднем по больнице» с 70-х годов (когда рост был пять с хвостом в год) мировая экономика демонстрирует упорно понижательную динамику роста (с исключениями). Не будем уж о росте Китая и его замедлении — тема специфическая.
Про наши осины — рост ВВП в 1999 году — это эффект базы. Среднегодовой рост российской экономики в годы НЭПа, скажем, был примерно 35 процентов в год. Быть может все-таки не из-за мудрого руководства, институтов и конкуренции, а потому, что в годы войн — Первой мировой и гражданской — экономика грохнулась примерно в 7 раз? 18 баксов за баррель — это сказки из этой же истории. 18 баксов, наверно, стоит сравнивать не с 30 ± сегодня, а с 10± в 1998-м?
Фаза роста чревата оживлением, фаза падения — сжатием, причем сразу всего. Условно — если Вы ждете, что завтра Вас могут уволить, а у Вас ипотека, вряд ли разумно будет тратить все накопленное. Но если Вы ожидаете гарантированной отдачи от инвестиций вдвое на протяжении ближайшего времени — то глупо уже не тратить. Мотивации на росте и при стагнации обратные — и это не только эффективному менеджеру из самой прозрачной нефтяной компании понятно, но и офисному клерку из турфирмы.
Не стоит забывать, что структурно (да и по механизмам оценки) та российская экономика была еще довольно «советской», рынки сбыта в ближнем зарубежье были доступнее, конкуренция (в том числе со стороны китайских товаров) меньше, а запросы потребителей — просто другими. Но тут сравнение соленого с круглым. И у соленого с круглым, как водится, в общем знаменателе — Путин. Это — новая политэкономия.