Оценка праймериз «Единой России» многими товарищами — что в СМИ, что в социальных сетях — явно демонстрирует зависимость от политических предпочтений пишущих. Меж тем объективные показатели еще на середину дня голосования продемонстрировали довольно высокий интерес у граждан к процедуре.
3 процента в ЕАО к 12 часам дня, больше 4 процентов в Подмосковье к часу дня — не всякие выборы муниципального уровня вызывают такой интерес. В Москве ожидания превышены практически вдвое, а уровень пришедших на участки сравним в целом с выборами в Мосгордуму в 2014 году.
Присутствие людей на избирательных участках демонстрирует не просто высокий интерес к данной процедуре, он демонстрирует, что предрекавшие праймериз провал, мягко говоря, ошибались. Как там согласно легенде говорил из руководителей СССР? «Мы не знаем страну, в которой живем». А критики показали, что не знают ни страны, ни людей.
Вообще у «Единой России» был принципиальный выбор — зачем устраивать предварительное голосование, тратить партийные средства и силы? Формально говоря — да незачем. Можно решить все кулуарно, как делают все остальные партии.
Это привычнее, легче, к тому же конкуренты все равно себя ведут пассивно. Но партия предпочла другой вариант. Можно ли считать его оптимальным? Если практика укоренится и будет востребована и на следующих выборах (а с почти стопроцентной вероятностью так и будет), то, вероятно, понадобятся некоторые доработки. Но в целом система показала, что она работает.
Какой была мотивация партии? Двигаться вперед, динамично развиваться с оглядкой на мнение рядовых партийцев и сторонников партии. Что мы видим по пока еще не подведенным итогам праймериз? Партия уже приобрела ряд узнаваемых, как минимум в своих регионах, и авторитетных новых лиц. В Пензе в праймериз участвовала многодетная мать Анна Кузнецова, например. А Дмитрий Морозов — известный детский хирург или известная общественный деятель, специалист в сфере образования Любовь Духанина? Они с партией себя раньше никогда прямо не ассоциировали, а теперь «Единая Россия» в их лице имеет «надежный тыл».
Важен и сам принцип отбора кандидатов при участии граждан — так действительно, не на бумаге больше шансов отобрать достойных. Да и люди в будущем будут охотнее коммуницировать с партией — а совместная работа ради общего блага никогда еще никому плохо не сделала.
Праймериз позволяют партии принимать решения более высокого качества по кандидатам. Отсеиваются игроки, не способные играть в команде, причем не на этапе, когда уже деваться некуда, а задолго до собственно выборной кампании. Это уж не стоит повторять, что отсеиваются просто денежные мешки и прочие ребята, «поураганившие в 90-е», как говорил как-то Путин про известных товарищей из оппозиции.
В общем и целом, практика «спросить у людей, чего они хотят» определенно лучше, чем этого не делать и формировать списки бюрократическим методам. Иначе вся наша политика может превратиться в междусобойчик с одним и тем же набором лиц, от которых постепенно начнут уставать и сами люди. А участие обычных людей в политической и общественной жизни — то, к чему должна стремиться страна. В Древней Греции человека, живущего в отрыве от общественной жизни, не участвующего в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления, называли идиотом. Нам же не нужна нация идиотов? Даже если партийные деятели из КПРФ или ЛДПР придерживаются другого мнения.
Буквально пару часов осталось и уже начнут подводить итоги. Конечно, где-то будут и жалобы. А где-то и настоящие нарушения. Тут важно, чтобы партия все их рассмотрела и «никто не ушел обиженным». Ну, кроме самых, пожалуй, «обидчивых» и склочных товарищей, которые как раз праймериз и интересовали с точки зрения устроить скандал. А так с жалобами в ЕР разберутся. А мы уже вечером узнаем основной костяк кандидатского корпуса от партии. И сможем сами оценить — достойных ли людей видят граждане своими кандидатами.