Неожиданно выяснилось, что слухи о грядущей массовой смерти малых партий и полной деградации института сбора подписей сильно преувеличены.
Но это если изучить реальную статистику. Анализу которой и посвящен традиционный доклад ИСЭПИ о состоянии партийной системы перед ЕДГ http://www.politanalitika.ru/…/...pole_rossii_nakan…/
Оказывается:
— не только 14 участников выборов в Госдуму, а около 25 партий по своей динамике участия в выборах в ЗС и МСУ последних лет вполне способны сохранить регистрацию даже через 3–4 цикла. Когда против всех выходцев из 2012–2013 года начнет работать спящая норма ФЗ — ликвидация за неучастие в выборах в нужном числе регионов за последние 7 лет. Многие партии сейчас пройдут как раз половину этого цикла.
— квалификационная система постепенно лишает смысла содержание чистых спойлеров, раздолье для которых в бюллетенях пришлось на 2012–2013 гг. Но не мешает дееспособным партиям и даже отдельным спойлерам, но если они эффективны, расширять географию электорального участия. Особенно на местных выборах, где подчас и подписи никому собирать не надо.
— 40% списков на выборы в ЗС в нынешнем году зарегистрированы по подписям. 95 списков сдали подписные листы, из них 38 получили регистрацию (а судя по вчерашнему решению рабочей группы ЦИК по Петербургу, сегодня и этот показатель вырастет).
— региональные льготы, которые можно получить на местном уровне выборов, — отнюдь не утопия, а полезная для партий реальность. 48 списков сейчас зарегистрировались в ЗС именно по индивидуальной льготе (а еще 1 успешно отстаивает это право в суде), еще 10 списков упустили свой шанс. Впрочем, о доступности региональных льгот через местные выборы мы говорили и год назад, когда ранжировали малые партии-джокеры прошлого ЕДГ.
— в 20 регионах из 39 по подписям зарегистрирована хотя бы одна малая партия. И вновь, как в случае с «Гражданской силой» в Ненецком АО пару лет назад, у некоторых малых партий прослеживается стратегия под шум больших выборов сосредоточиться на выборах ЗС в небольшом регионе, чтобы пройти в заветный круг партий-льготников (уже на выборы в Госдуму-2021).
Выходит, что при мягком режиме регистрации партий, обеспечивающем постоянный приток в систему новых «партий добрых дел» и прочего «всего хорошего», квалификационная система вполне работает на постепенное отделение дееспособных проектов от мертворожденных или имитационных.
Другой вопрос, нужны ли избирателю эти 25 партий. Ну или хотя бы 14. Но это уже не столько к избирательной системе вопрос.