О мотивации политика
Правящая элита всегда и везде стремится монетизировать власть и влияние, однако далеко не всегда и не везде превращается в клептократию. Российская, кстати, не превратилась: способность к целеполаганию у нее определенно сохранилась.
Не ожидал, что моя небольшая реплика по поводу столь же невеликой реплики Бориса Межуева вызовет такую бурную дискуссию. Несколько финальных (как мне кажется) соображений, уточняющих мою позицию.
- Я никогда не был сторонником «либерального дискурса», всегда был консерватором, в разные периоды социального или умеренно-либерального направления. Сохранение и стабильное развитие сложившихся институтов, Системы считаю большой ценностью. Может быть — главной.
- Я убежден вслед за классиком, что не бывает политики, идущей вразрез с реальностью. Вы можете любить парусный флот, кареты или освещение при помощи свечей — но что делать, если все это в прошлом и уже не вернется? Вы можете быть глашатаем справедливости и солидарности — но что делать, если ресурсы стремительно сокращаются, а от их (ресурсов) концентрации в руках власти, а не от распыления между гражданами зависит устойчивость системы? Вы можете, наконец, быть пламенным противником «процентного рабства» — но что делать, если деньги — товар, а от уровня ставки зависит экономический рост?
- Жаль, что значительная часть полемистов — «философов с мандатом», между прочим (разве почетная миссия колумниста «Известий» — не мандат?), — интерпретировала мою позицию как «интеллектуальный бунт хапуг». Дело не в хапугах, а в реальных интересах и мотивах действий властной элиты, которые надо понимать и интерпретировать адекватно. В эпоху малой семьи и дробления сообществ в повседневной жизни люди вообще руководствуются частными интересами, политики (и стоящие за ними акторы) — тем более. Данко среди них большая, очень большая редкость. Рассчитывать на их массовое стремление к «общему благу» — заблуждение, которое может дорого обойтись.
- «Общее благо» — вообще опасная категория. Она неконкретна, тотальна и архаична. Безусловно, среди адептов «общего блага» много профашистски настроенных деятелей и мыслителей — от Платона до Муссолини (из этого, впрочем, не следует тождество «общего блага» и профашистского корпоративизма). Общественные интересы и ценности — это намного яснее.
- Политик должен убедить граждан (на выборах), что он действует в общественных интересах и придерживается ценностной рамки сообщества, интересы которого представляет. Если политик играет «вдолгую», он не ограничивается предвыборными декларациями и стремится на самом деле действовать так в межвыборный период. Действовать в общественных интересах в тех или иных случаях его может принудить и общественный контроль (в нашем случае — тот же ОНФ).
- Действовать исключительно в общественных интересах политику мешает колоссальное количество факторов. Фундаментальных из них, на мой взгляд, три.
1) Частный интерес (в том числе коррупционный, но это не обязательно). Его не победить — он заложен в человеческой природе.
2) Интересы акторов (прежде всего крупного бизнеса). Эти интересы политику надо лоббировать, иначе система потеряет устойчивость.
3) Непубличность и неподконтрольность обществу текущей деятельности бюрократии.
Характер и масштаб этих факторов различаются в разных обществах, но принципиально их действие идентично.
- Правящая элита всегда и везде стремится монетизировать власть и влияние, однако далеко не всегда и не везде превращается в клептократию. Российская, кстати, не превратилась: способность к целеполаганию у нее определенно сохранилась.
Источник
тэги
читайте также