В лице ПАСЕ нам часто приходится иметь дело не столько с политиками, сколько с сотрудниками всевозможных секретариатов. И это малоинтересно — ведь получается, что организация во многом управляется чиновниками, будь то из Страсбурга или из Брюсселя, а не парламентариями и их национальными делегациями, как это должно быть в межпарламентском форуме.
Как и обещал, даже из Ванкувера, где продолжается сессия Азиатско-тихоокеанского форума, с интересом слежу за развитием ситуации вокруг решения нашего парламента не запрашивать для делегации Федерального Собрания полномочия на январской сессии ПАСЕ.
Пока развитие только в ответе Председателя ПАСЕ Анн Брассер, которой и было адресовано соответствующее письмо В.И. Матвиенко и С.Е. Нарышкина. По форме правильно, по сути — вызывает, мягко, говоря, изумление.
Во-первых, скорость ответа. Оно датировано тем же (!) числом, что и российское письмо — 18 января. При всем уважении к ПАСЕ не могу предположить, что в течение светлого времени одних суток можно организовать анализ и обсуждение беспрецедентной ситуации, не имеющей аналогов в истории организации (никогда ранее национальная делегация не отказывалась от запроса полномочий в начале годовой сессии). Тем более что такое обсуждение предстояло организовать, по всей логике, с участием лидеров всех политических групп, которые входят в высший руководящий орган ПАСЕ — Президентский комитет, и который создан как раз для сверки различных политических позиций. Так что это ответ не Организации, а её Председателя, не более. Расписавшегося тем самым в том, что все предыдущие призывы к России вернуть делегацию в ПАСЕ были не более чем лукавством. Ведь когда хотят решить проблему, ищут способы. Когда такого желания нет, ищут причины.
Во-вторых, Председатель категорично толкует Регламент ПАСЕ (сохраняет ли в таком случае национальная делегация право обратиться за полномочиями позднее), по которому в российском письме со ссылкой на соответствующую статью высказано чёткое, но иное мнение, основанное на буквальном прочтении текста статьи, а не на его толковании. Так или иначе, налицо спор по Регламенту, который в любом демократичном парламенте, включая Ассамблею, должен передаваться в комиссию по Регламенту, прежде чем выносятся какие-то суждения. И единоличные суждения здесь совершенно точно неуместны. Азы демократии, но «что ей до меня — она была в Париже»!..
Специально ещё раз проверил полномочия Председателя ПАСЕ, как они в этом Регламенте прописаны. По большому счету это функции модератора дискуссий в Ассамблее, причём даже без права собственного участия непосредственно в дебатах, организация деятельности руководящих органов и выполнение представительских функций в рамках внешних и международных связей ПАСЕ. Все остальное — удел компетенции коллегиальных органов (Президентского комитета и Бюро), а также собственно Ассамблеи. Что правильно и что, повторю, демократично.
Поэтому изложенную в письме Брассер категоричную точку зрения, что России не будет позволено обращаться за полномочиями на других сессиях ПАСЕ 2016 года, считаю в лучшем случае экспертной и весьма поспешной оценкой секретариата Ассамблеи, наложенной на вполне понятные раздражённые эмоции уходящего на этой же, январской, сессии Председателя. Надеявшегося «уйти с почетом», но так и не справившегося за два года своего мандата с серьёзным кризисом в ПАСЕ. И не более того.
Этот сюжет ещё раз подтверждает, что в лице ПАСЕ нам часто приходится иметь дело не столько с политиками, сколько с сотрудниками всевозможных секретариатов. И это малоинтересно — ведь получается, что организация во многом управляется чиновниками, будь то из Страсбурга или из Брюсселя, а не парламентариями и их национальными делегациями, как это должно быть в межпарламентском форуме.
Хотелось бы верить, что поспешный ответ Брассер тоже будет предметом обсуждения в Ассамблее. Я бы на месте лидеров политических групп такого игнорирования их собственных полномочий (если оно имело место) точно не простил. Да и Комиссия по регламенту могла бы вступиться за «устав» Организации, не отдавая его интерпретацию на откуп Председателю, а заодно оценив и его действия как раз с точки зрения полномочий и правил процедуры. Хотя надежды немного — там, увы, тоже свой секретариат…
А российским парламентариям предстоит работать уже с новым Председателем Ассамблеи, который будет избран в следующий понедельник. Верю, что у него получится лучше. Потому что хуже уже быть не может.
Впрочем, пока все это напоминает известный схоластический спор на тему — а сколько святых уместится на острие одной иглы? Ведь мы, насколько понимаю, до определения позиции ПАСЕ в отношении её миссии по существу за полномочиями так или иначе обращаться и не планируем.