26 апреля, пятница

Валерий Федоров: Эффективный консалтинг и социология должны охватывать все сферы жизни государства

29 августа 2016 / 14:52

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров рассказал о значении работы социологов во всех сферах жизни общества: «Я бы не ограничивал консалтинг сугубо политикой, для него есть пространство и в бизнесе, и в социальных вопросах».

Стало известно, что ВЦИОМ планирует заняться политическим консалтингом. Может ли возникнуть конфликт интересов — когда один и тот же социолог проводит опросы общественного мнения и зарабатывает на политическом консалтинге?

«Я бы не ограничивал консалтинг сугубо политикой, для него есть пространство и в бизнесе, и в социальных вопросах. Что до конфликта интересов, то тут есть разные мнения. В России действительно пока чаще говорят о конфликте интересов. Но на развитых рынках — в Великобритании, Франции, США — такую китайскую стену давно уже никто не строит. Наоборот, считается, что единственный путь для исследовательской индустрии выжить в ситуации, когда кругом одна большая Big Data, — движение в сторону консалтинга, инсайтов и т. п. Мы решили двигаться в эту сторону, и у нас для этого многое есть. Если долго исследуешь ситуацию в каком-то секторе, то приобретаешь ценную экспертизу — и через какое-то время оказывается, что ты разбираешься в ней лучше, чем представители компании или политической партии, которая приходит к тебе за исследованием», — сказал Федоров.

«Заказчики это понимают и сами хотели бы получать не просто рекомендации, а настоящий серьезный консалтинг. Ведь у исследователей сегодня типовая проблема: когда сдаешь отчет, там всегда есть последняя страница с общими выводами и рекомендациями, но они обычно никого особенно не удовлетворяют. И клиенты говорят, что все прочитали, но спрашивают, что дальше-то делать. И дальше ты рассказываешь, что делать, но деньги за это уже не берешь… Пока! Поэтому наша задача сегодня не просто сказать, что делать клиентам, но и убедить их заплатить за это», — уверен эксперт.

Закон об иностранных агентах говорит — опросы общественного мнения влияют на формирование самого общественного мнения и на изменение государственной политики. Ранее ВЦИОМ пытались отнести к иностранным агентам, на что Федоров заявил, — «Мы получили в 2013 г. предостережение Генпрокуратуры за исследование на политическую тему, оплаченное одним из иностранных заказчиков. Через три недели „Левада-центр“ тоже получил такое предупреждение. Поэтому у нас сложное отношение к закону об иностранных агентах. Мы считаем — и это общее мнение профессионального сообщества, — что изучение политики и общественного мнения не должно быть предметом ограничений по национальному признаку. Но законодатель решил иначе».

«Мы не берем иностранных заказов по политическим исследованиям», — добавил генеральный директор ВЦИОМ.

Далее Валерий Федоров рассказал о социологических заказах из-за рубежа (от Государственного департамента США, прим. ЦПА.), — «Последний раз это было в конце нулевых годов, мы исследовали религиозную ситуацию, а не политическую. Последняя редакция закона об иностранных агентах содержит более подробную расшифровку того, что является политической деятельностью, а что нет. Когда формулировка была из двух слов, политикой действительно можно было считать все что угодно».

«От госдепа в последнее время не было. От НАТО тоже. Большинство иностранных заказчиков не заказывают исследования нам или нашим конкурентам напрямую, а проводят конкурсы. То есть надо еще и победить в таком конкурсе», — заметил Федоров.

«Да, участвуем. Иногда выигрываем (тендеры, прим. ЦПА), иногда проигрываем. Но пока чаще всего иностранные исследования на политические темы в России проводит „Левада-центр“. Он больше известен на Западе в качестве коллектива исследователей социально-политических тем в России, и им заказывают чаще, чем нам», — подытожил рассказ об эффективном консалтинге и социологии эксперт.

Источник


тэги
читайте также