Во вторник, 10 мая, вышел очередной рейтинг Фонда «Петербургская политика» за апрель 2016 года. Согласно данным нового рейтинга, социально-политическая устойчивость регионов практически не претерпела изменений за отчетный период.
Исключение составляет Ульяновская область, губернатор которой получил от Кремля «ярлык» на дальнейшее правление. Область поднялась в рейтинге на 0,2 пункта, возглавив список регионов с высоким уровнем устойчивости.
Серьезно в рейтинге упала Свердловская область — на 0,3 пункта. Прежде всего из-за разрастающегося в регионе внутриэлитного конфликта, на который уже не могут не обращать внимания федеральные власти.
Относительно заметное падение рейтинга устойчивость также коснулось Бурятии (0,2), Воронежской, Московской и Самарской областей, а также Приморского края (0,2).
Несколько выросли в рейтинге Тверская и Новосибирская области (по 0,2).
Как пишут эксперты, приближение федеральных выборов повысило для регионов значение вопроса о том, какими они выйдут из выборного года. К весне здесь обозначился целый ряд развилок. В экономике основной конфликт состоял в одновременном ожидании различного рода социальных авансов и уступок со стороны федеральной власти накануне выборов и доминировавшем в начале года экономическом пессимизме. Апрель не расставил всех акцентов, однако изменил ситуацию. Рост цен на нефть снизил уровень тревожности относительно экономической конъюнктуры и перевел на второй план ожидания секвестра бюджета, но не принес достаточной уверенности в способности федерального правительства изыскать значительные средства на предвыборные выплаты. Кроме того, в случае активизации предвыборных «раздач» главным выгодоприобретателем будет центральная власть, в то время как региональные элиты смогут лишь косвенно воспользоваться плодами такой политики — и то в случае реального роста социального оптимизма населения.
Во взаимоотношениях регионов и федеральной власти сохраняется интрига вокруг того, будет ли готов федеральный Центр позволить губернаторам укрепить позиции внутри своих территорий и создать лоббистские площадки в федеральном парламенте или же будут предприняты шаги, призванные снизить уровень политических притязаний губернаторского корпуса в целом или хотя бы отдельных глав. Тревожным сигналом для местных элит в апреле стала попытка председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко реанимировать тему укрупнения субъектов, традиционно малопопулярную у местных элит, однако открывающую возможность для серьезного изменения сложившегося статус-кво. Как показал ход обсуждения, к настоящему времени у проекта укрупнения не появилось новых мощных драйверов, однако гарантий «неприкосновенности» по-прежнему не имеют не только губернаторы, но и субъекты в целом.
В политической жизни регионов ключевым «послевыборным» вопросом является размер пакетов «голосующих акций», которыми будут обладать местные власти, региональные элиты, муниципальные сообщества, политические партии, а также силовые структуры. Репетицией выяснения этого соотношения становятся праймериз «Единой России», сценарии которых станут индикатором адекватности имеющихся у региональных администраций «представлений о прекрасном» в политике реальной расстановке сил. В апреле подготовка предварительного голосования шла без серьезных эксцессов, однако напряженность накануне «Дня Икс», безусловно, существует. Одновременно разворачивается неформальный «праймериз» и по другой линии — конкуренция на нем идет между региональными администрациями и силовыми структурами, которые своими действиями в отношении местных чиновников также влияют и на расстановку сил, и на отношение общества к власти. В топ-10 регионов повышенного внимания правоохранителей можно по состоянию на начало мая включить Бурятию, Коми, Приморский и Хабаровский края, Воронежскую, Ивановскую, Сахалинскую, Свердловскую, Челябинскую области, а также Санкт-Петербург.
Топ-30 событий месяца в региональной политике
Подробнее с апрельским рейтингом можно ознакомиться на сайте Фонда.