У жителей России становится меньше шансов купить молочные продукты, полезные для здоровья. Продовольственное эмбарго хотя и приостановило сокращение отечественного производства, но обернулось ростом фальсификата, выяснила замзаведующего Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Светлана Барсукова в своем изыскании «Структурные и институциональные основы современных российских рынков».
Запрет ввоза продуктов из-за границы в ответ на антироссийские санкции усилил нечестную конкуренцию в молочной индустрии и увеличил долю подделок с использованием растительных жиров.
Производители вслед за удорожанием сырья и смещением спроса в сторону дешевых продуктов снижают себестоимость, экономя на ингредиентах. Импорт пальмового масла за январь-октябрь 2015 года увеличился на четверть. Примерно столько же (около 25%) выпускается готовой продукции с содержанием всевозможных заменителей.
«Особенно часто подделывают масло и сыры, — подчеркнула Светлана Барсукова. — По данным Россельхознадзора, доля фальсификата в сегменте сыров составляет 78%. Правда, Национальный союз производителей молока „Союзмолоко“ опровергает эту оценку, утверждая, что только четверть сыров на российских прилавках фальсифицирована. Но вряд ли это можно считать оптимистической оценкой».
Рост производства в 2015 году был несущественным и общей картины не изменил. За последние 20 лет производство молока в России уменьшилось с 39,2 млн тонн (1995 год) до 30,8 млн тонн (2015). При этом статистика фиксирует увеличение продуктивности молочного стада: надои растут как в сельхозорганизациях, так и в фермерских хозяйствах.
Почему же молока не хватает? Потому что производство зависит не только от надоев, но и от поголовья. А с ним в России проблемы. Количество коров составляет менее 40% от того, что было 1990 году, в последние пять лет поголовье продолжает ежегодно сокращаться на 1%.
В странах США и Евросоюза фермерство остается основой сельского хозяйства. Ждать, что Россия поддержит мировой тренд, не приходится. Аграрная реформа, призванная заменить колхозы семейными хозяйствами, встала на другие рельсы. Производство сконцентрировалось в сельскохозяйственных организациях, получающих госдотации и субсидии, доступ к которым тем вероятнее, чем крупнее предприятие, пояснила исследователь. При этом каждое пятое крупное и среднее предприятие, по данным переписи 2006 года, входит в агрохолдинги, которые молочным животноводством почти не занимаются.