НКО Крыма, как правило, содержатся за счет личных средств руководителей и активных членов организации (71%). Также деятельность организаций третьего сектора обеспечивается пожертвованиями частных лиц, членскими и вступительными взносами. Из регионального бюджета — 2%, из городского и федерального не поступает вообще.
Эта статистика приводится в исследовании о состоянии некоммерческого сектора в Крымском федеральном округе, проведенном компанией Aventica к окружным форумам активных граждан «Сообщество» по заказу Общественной палаты РФ.
Исследование проведено на основе анализа статистики третьего сектора, социологического опроса руководителей НКО и экспертов, количественного и качественного анализа социальных сетей и СМИ, сбора и анализа примеров взаимодействия между представителями НКО и другими субъектами общественной жизни.
Среди самых распространенных сфер деятельности НКО в Крымском федеральном округе защита прав и свобод человека и гражданина, правовое просвещение (31%), развитие культуры и искусства (26%), поддержка молодежных инициатив и проектов (22%). В то же время запрос самих жителей приходится на культурные, военно-патриотические и экологические проекты.
В Крыму проходит активная перерегистрация некоммерческих организаций в соответствии с российским законодательством, и их число стремительно растет. По данным исследования, по сравнению с данными ЕГРЮЛ на 1 января 2015 года число зарегистрированных НКО к 1 июля увеличилось более чем вдвое и составило 1905 на 2,3 млн жителей. При этом 79% из них действуют в Республике Крым, а 21% — в Севастополе.
«Из государственных источников некоммерческим организациям оказывается минимальная финансовая помощь. Финансирование из регионального бюджета составляет 2%, из городского и федерального не поступает вообще», — рассказал «Известиям» Александр Свинин, руководитель проекта ОП РФ «Перспектива», в рамках которого проводится исследование.
Согласно исследованию, в КФО действует около 300 неформальных сообществ, которые проявляют активность в соцсетях и принимают участие в решении местных проблем. Общее число их участников насчитывает порядка 500 тыс. человек.
НКО и неформальные сообщества Крымского федерального округа в основном осуществляют свою деятельность за счет коммерческих компаний, однако чаще всего их финансируют сами руководители из доходов собственного бизнеса.
На прошедшем в Севастополе 6–7 октября форуме активных граждан «Сообщество» Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов отметил, что за весь 2014 год финансирование от операторов президентских грантов получили только три некоммерческие организации КФО, а в первой волне 2015 года — уже пять. Во втором этапе конкурса гранты получили шесть крымских организаций, правда, часть из них — отделения всероссийских НКО.
Почти каждая некоммерческая организация в регионе стремится к увеличению числа постоянных сотрудников, но не более чем на 10 человек. Основная причина отказа от увеличения штата — финансовые трудности. Руководители организаций понимают, что за работу необходимо платить, а средств на это, как правило, не хватает.
В то же время мотивы работы в НКО крайне редко связаны с финансовым аспектом. Так, часть респондентов назвали внутреннюю мотивацию, увлечение определенной темой, желание помочь нуждающемуся человеку, особенно если сам сотрудник организации ранее оказывался в похожих обстоятельствах. Некоторые категории граждан, как, например, пенсионеры, просто решили посвятить свою жизнь общественной деятельности.
Стоит отметить, что у крымских НКО практически отсутствует опыт подачи заявок на гранты. Среди сложностей, которые влияют на решение не участвовать в грантовых кампаниях, респонденты называют нехватку доступной информации о конкурсах, отсутствие разработанных региональных грантовых программ, нехватку времени для изучения процедуры. Их также отталкивает процедура подачи заявок и связанная с этим бумажная волокита.
По словам половины опрошенных, некоммерческие организации занимаются проектами регионального масштаба. При этом республиканские и севастопольские НКО редко вступают в коммуникацию друг с другом и не имеют межрегиональных партнерских связей.
Руководитель севастопольской региональной общественной организации «Молодежное спортивно-экологическое объединение «ВелоПобеда» Мария Маркова отметила, что основные проблемы ее НКО связаны с тем, что в Севастополе не очень хорошо знают законодательную базу по некоммерческим организациям. Второй момент заключается в сложности найти общий язык с местными чиновниками.
«„ВелоПобеда“ — это медиапроект, направленный на подготовку города к появлению в нем велосипедной инфраструктуры. И пока что основная наша задача — ходить по кабинетам чиновников и объяснять им, насколько нужна и важна велосипедизация. Поэтому трудности нашей деятельности связаны не с тем, что мы НКО, а с темой, которую мы себе выбрали. С типовыми проблемами других НКО — в частности, с отсутствием финансирования — мы практически не сталкиваемся, с самого начала нашей работы нас поддерживает севастопольский интернет-провайдер. Они делают это в качестве своего социального проекта. Но когда мы подойдем к вопросу построения инфраструктуры, естественно, будем надеяться на государственные деньги, потому что инфраструктурный проект в городе никто финансово не потянет», — отметила Мария Маркова.