Французы неверно понимают Россию и Владимира Путина — такой главный посыл новой книги Ивана Бло, не так давно вышедшей в свет.
Центр политического анализа публикует самые интересные выдержки из интервью Ивана Бло французскому медиахолдингу Kernews, перевод которого был опубликован на сайте «Политаналитика».
Консервативный интеллектуал, сторонник идеи прямой демократии Иван Бло рассказал о сформированном негативном отношении к России западных СМИ, а также о том, почему именно так обстоят дела: «Западные СМИ избрали путь создания искусственного противостояния между Россией и Европой, и все это ради выгоды США. Это соответствует доктрине Збигнева Бжезинского, который стремился отрезать Россию от Европы. СМИ часто продолжают эту линию. Я знаком с Россией уже на протяжении многих лет. Я начал изучать Россию, когда работал в Европейском парламенте, и на протяжении трех лет я тесно сотрудничаю с Россией, я работаю с двумя российскими аналитическими центрами. Я хотел развеять некоторые мифы о России с помощью имеющегося у меня опыта или статистических данных, с которыми сложно спорить, в частности, предоставляемых Всемирным банком. Первый миф заключается в том, что Россия по своей природе является страной-агрессором на протяжении всей своей истории. Я же полагаю, что, скорее, на протяжении истории нападали на Россию. На ее территорию вторгались монголы, шведы, рыцари Тевтонского ордена, поляки, Наполеон и, наконец, Гитлер. И все всегда заканчивалось российским триумфом. По этой причине для меня это народ сопротивляющийся, а не народ-агрессор».
«Второй миф — продолжает Иван Бло, — касается демократичности России. На мой взгляд, Россия является более демократическим государством, чем Франция. Кроме того, нам рассказывают, что это слаборазвитое государство. Я слышал, как серьезные французские чиновники, занимающие высокие посты, говорили, что Россия ничем не отличается от Саудовской Аравии, поскольку не экспортирует ничего кроме нефти. Это несерьезно! Если обратиться к цифрам Всемирного банка, станет очевидно, что нефть составляет лишь 9% российского ВВП, в то время как в Саудовской Аравии этот показатель достигает 45%. Более того, в 2014 г. ВВП России (величина которого никогда не озвучивается в СМИ) поравнялся с ВВП Германии. Таким образом, можно сказать, что российская экономика почти так же сильна, как немецкая. Найти эту информацию получится только лишь в статистике МВФ и Всемирного банка».
Доктрина Сбигнева Бжезинского не учитывает одного важного факта: «Это человек (Бжезинский прим. ЦПА) чрезвычайно последовательный в распространении своей доктрины. Он называет Америку Римской империей, подразумевая, что она доминирует в мире благодаря своей силе. Однако их огромным недостатком, которого не было у Римской империи, является то, что они находятся за пределами главного континента. Главный континент — это Евразия: Европа и Россия, Китай, Индия. Таким образом, американцы проживают на второстепенном континенте, и им необходимо поддерживать свое лидерство. Для этого нужно вассализировать Европу, постоянно следить за Китаем и, что особенно важно, ослабить Россию, которая является связующим звеном между Китаем и Европой. А для того, чтобы ослабить Россию, объясняет Бжезинский, необходимо спровоцировать войну между ней и Украиной».
«Он озвучил это за десять лет до того, как начались военные действия на Украине! Об этом нужно задуматься… Затем, когда Россия и Украина будут сражаться друг с другом, нужно попытаться еще сильнее ослабить Россию с помощью внутренних революций таких, как „оранжевая“, настолько, чтобы страна в итоге раскололась на „европейскую Россию“, „Сибирь“ и „Дальний Восток“. И тогда она больше не будет представлять угрозу… Это очень мило! Представьте, как советник Путина говорит: „Соединенные Штаты представляют угрозу, поскольку они слишком сильны, необходимо разделить Север и Юг, как было до Гражданской войны, и вернуть Калифорнию Мексике…“. Представьте реакцию американского руководства! А ведь они сами позволяют себе подобное, когда речь заходит о России…», — добавил эксперт, комментируя нынешний конфликт между Россией и Украиной.
Бло отмечает, что европейский бизнес не хотел антироссийских санкций, но они были все-таки введены в угоду США: «Граждане европейских стран, как правило, не всегда в курсе подобных вещей. В целом, во многих странах Европы нет враждебности по отношению к России, в том числе, во Франции. В Европе существует конфликт между элитами политическими и экономическими. Я знаю, что на ряде встреч в Елисейском дворце французские предприниматели просили остановить санкции против России, поскольку они вредят им самим. Теперь невозможно торговать с Россией как раньше, это вредит России, но это вредит и нам. Еврокомиссия провела исследование, в результате которого выяснила, что Европейский союз потерял 1,2 млн рабочих мест по причине того, что санкции препятствуют нормальному экспорту товаров в Россию».
Эксперт отметил работу Общероссийского народного фронта (ОНФ) — организации, которая помогает обществу контролировать работу правительства, и, как следствие, развивающихся демократических процессов: «Речь об организации, имеющей отделения почти по всей стране. Она называется Общероссийский народный фронт (ОНФ). Несколько тысяч россиян, стремящихся контролировать работу правящей партии и депутатов, являются членами организации. Владимир Путин не доверяет промежуточным органам управления и чиновничеству, поэтому внутри своей собственной системы он создал механизм, позволяющий осуществлять демократический контроль за тем, чтобы его распоряжения добросовестно выполнялись. Это весьма изобретательная система, которая представляет собой один из элементов демократии в российской системе».
«Кроме того, государственные руководители в России избираются гражданами и даже по более прямой схеме. Мэры городов избираются гражданами напрямую, что во Франции, кстати, не так. А теперь и главы субъектов Федерации, которые когда-то назначались, избираются прямым голосованием. Это решение было принято Владимиром Путиным, и россияне высоко оценили предоставленную им возможность самостоятельно избирать своих губернаторов», — добавил Бло об электоральных процессах в России.
«Что касается разговоров о диктатуре, в России можно найти пропутинские и антипутинские СМИ в достаточном количестве. В советское же время не было СМИ с отличной от правительственной точкой зрения… Никто не ограничивает свободу передвижений россиян, — продолжает Бло, — На мой взгляд, режим в России больше похож на демократию в сравнении с французским, поскольку государство реализует политический курс, востребованный народом. По этой причине около 80% россиян поддерживают Владимира Путина. Во Франции, где руководство страны проводит непопулярную политику, рейтинг поддержки Франсуа Олланда составляет 15–20%. Россия является более демократическим государством, поскольку Франция является олигархией, которая по целому ряду вопросов проводит политику, не имеющую ничего общего с потребностями народа. Я говорю о налоговой системе, миграции, отсутствии безопасности и безработице».
Иван Бло — выпускник Национальной школы администрации, с 1978 по 1984 гг. состоял в партии «Объединение в поддержку республики». С 1986 по 1988 гг. — был депутатом от департамента Па-де-Кале. Затем вступил в «Национальный фронт», от которого был избран депутатом Европарламента. Занимал высокую должность в министерстве внутренних дел Франции, затем принял решение отойти от политической жизни, однако в 2004 г. при поддержке Николя Саркози вступил в «Союз за народное движение».
Иван Бло является автором пятнадцати исследований в области политологии и философии, экспертом международного дискуссионного клуба «Валдай», встречи с которым Владимир Путин проводит каждый год, а также экспертом Международного аналитического центра «Rethinking Russia», работающего при поддержке Института социально-экономических и политических исследований (Фонда ИСЭПИ).