Единые формы отчетности бюджетных трат на информационное освещение деятельности региональной власти разработаны правительством РФ и до конца месяца будут утверждены и направлены в субъекты для исполнения. Это событие стало результатом совместной работы рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» и кабмина.
По мнению экспертов Народного фронта, нововведение не только позволит усилить контроль за такими тратами, но и сделает их более эффективными. Первые результаты от внедрения отчетности активисты Фронта рассчитывают получить уже марте: Центр правовой поддержки журналистов планирует совместно с региональными СМИ провести мониторинг исполнения данного решения правительства и обсудить его результаты на очередном медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость», запланированном на апрель.
Поручение создать механизм повышения открытости и доступности информации о расходовании бюджетных средств на информационное обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов РФ и поддержку средств массовой информации дал президент России по итогам второго медиафорума ОНФ «Правда и справедливость». В результате председатель правительства РФ поручил федеральным органам исполнительной власти разработать формы отчетов для регионов по расходованию бюджетных средств на такие цели.
Разработанный проект типовой формы отчета позволит любому гражданину оперативно получать информацию о расходах на информационное освещение деятельности органов государственной власти. Чиновники будут отчитываться по расходам на предоставление субсидий по разделу «Средства массовой информации» в бюджете, выделяемым государственным бюджетным и автономным учреждениям, а также грантов, предоставляемых иным юридическим лицам и СМИ. Кроме того, в отчет буду включаться сведения о закупках чиновниками услуг по освещению их деятельности — по размещению и распространению материалов, производству аудиовизуальной продукции, трансляции в теле- или радиоэфире. Можно будет получить информацию о размере предоставленной субсидии (гранта), цене контракта, заключенного с органом власти, его исполнителе, а также о произведенных платежах в рамках такого контракта.
Первоначально отчет о расходах будет заполняться каждым региональным ведомством. Затем отчеты будут направляться в региональное правительство или губернатору, где будет формироваться сводный отчет о расходах на информационное освещение деятельности всех государственных органов субъекта. Отчеты буду размещаться на официальных сайтах соответствующих ведомств в сети Интернет.
«Единые формы отчетности повысят прозрачность расходов и позволят усилить контроль за тратами чиновников на информационное освещение, — пояснила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, глава рабочей группы „Общество и власть: прямой диалог“, депутат Госдумы Ольга Тимофеева. — Теперь люди смогут проконтролировать, кому и в каком объеме пошли бюджетные деньги на эти цели. Это делается для того, чтобы чиновники не подменяли понятия и под информированием граждан не маскировали деятельность по самопиару. Людям нужны не релизы о поездках чиновников и пространные и часто бессмысленные интервью, а новости о том, что власть делает для этих граждан, какие в регионе существуют проблемы и как их можно исправить, информация о предоставляемых госуслугах. ОНФ будет отслеживать, насколько органы власти и субъекты прислушаются к рекомендациям правительства и какую реализацию на практике получит нововведение».
Тимофеева также уточнила, что первые отчеты о расходах на информационное сопровождение деятельности органов власти должны появиться уже в марте этого года, после того как субъекты получат соответствующие рекомендации от правительства РФ. В последующем публиковаться отчеты будут два раза в год: в июле и январе.
Но на этом, по ее словам, работа над повышением открытости и доступности информации о расходовании бюджетных средств регионов на информационное обеспечение своей деятельности не заканчивается, так как в 2016 г. планируется введение в состав бюджетной классификации отдельного направления расходов на информационное освещение деятельности органов государственной власти и муниципальных органов. Объем указанных расходов будет обособлен отдельной строкой во всех бюджетах и отчетах об их исполнении.
«Наша совместная задача теперь — активистов ОНФ совместно с журналистами — заставить эти нововведения заработать. В рамках деятельности нашего Центра правовой поддержки журналистов мы проведем совместный с представителями СМИ мониторинг исполнения губернаторами данного решения правительства и обсудим его результаты на третьем медиафоруме ОНФ, который предварительно пройдет в апреле в Санкт-Петербурге», — подчеркнула руководитель Центра правовой поддержки журналистов Наталья Костенко.
Эксперты ОНФ анализируют пиар-бюджеты субъектов РФ и контролируют, как регионы оптимизируют свои расходы. В ходе мониторинга трат по разделу «СМИ» в течение 2014 г. эксперты выяснили, что эти расходы не только не сократились, но и выросли почти на 10%, а существующая система учета подобных расходов остается крайне непрозрачной. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2015 г. В целом по стране расходы по статье «Средства массовой информации» не уменьшились, а, наоборот, возросли. Так, по данным доклада Минфина, расходы регионов на 30 сентября 2015 г. по статье «СМИ» выросли на 422 млн руб. — с 36,158 млрд до 36,580 млрд руб. В целом по стране рост составил около 1%. Рост показали 42 субъекта РФ, снижение — 40. Многомиллионные бюджетные траты продолжают идти на самопиар региональных чиновников, хотя выдаются под видом поддержки СМИ. Это ухудшает положение большинства изданий, так как снижается конкуренция на рынке, поскольку средства используются в качестве инструмента давления на прессу.