28 марта, четверг

Эксперты обсудили цель визита президента Путина в Среднюю Азию

03 февраля 2017 / 11:10

Президент России побывал в трёх странах Средней Азии с задачами явно не своего уровня. О чём шла речь на деле?

Визит Владимира Путина в Казахстан, Таджикистан и Киргизию как-то не удостоился пристойного освещения даже в официальной прессе. Сообщала, разумеется, но так, без ажитации. И сразу после окончания поездки дружно про неё забыла – ни комментариев обозревателей, ни обсуждений со стороны политологов.

Отчего? Ведь всё же президент, всё же в две страны визит носил важное в дипломатии звание официального…

 

Не уровень президента

Может быть, оттого, что рассказывать, с точки зрения прессы, было и нечего? В самом деле: вот в разговоре с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, согласно официальному коммюнике, "обсуждались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и ключевые темы международной повестки дня". Дальше следовала вообще предельно информативная фраза: "Президенты отметили необходимость разработки дополнительных проектов в области совместной кооперации. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев также подробно остановились на проблематике Евразийского экономического союза. Кроме того, глава Российского государства поблагодарил Президента Казахстана за организацию межсирийских переговоров в Астане".

Понятно, что это – не более чем коммюнике, и большего от него требовать и не стоит. Но согласимся: заворачивать по пути на официальные визиты к лидеру Казахстана, чтобы обсудить с ним некие "дополнительные проекты" и поблагодарить за организацию переговоров – это как-то мелковато для деятеля масштаба Владимира Путина. И от того, что позднее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал переговоры "весьма конструктивными" и повторил, что "главным образом президенты концентрировались на тематике двусторонних отношений", - вопрос этот никуда не ушёл.

А уж когда мы читаем, что, в частности, "по итогам встречи Алмазбека Атамбаева с Владимиром Путиным" был принят и подписан "Меморандум о сотрудничестве в области борьбы с инфекционными болезнями между Министерством здравоохранения Киргизии и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека России", - то понимаем, что президент зачем-то взял на себя работу главного государственного санитарного врача Анны Поповой. Как-то не по рангу, нет? Как-то напоминает прикрытие чего-то гораздо более важного.

"Понятно, что подписывать соглашения по экологии, корректировать списки гастарбайтеров и так далее, - это, в общем, не уровень президента. Для этого можно было отправить соответствующих министров", - соглашается в разговоре с Царьградом известный российский политолог, признанный специалист по центральноазиатскому региону, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Соглашается эксперт и с тем, что "необходимости поездки президента в Казахстан" из обнародованных заявлений не следует. "Он вёл долгие разговоры с Назарбаевым, а вот об их содержании, естественно, ничего не рассказывается. И поэтому появляются самые разнообразные версии, - констатирует Грозин. - Вплоть до того, что Назарбаев теперь станет мирить Владимира Владимировича с Александром Григорьевичем".

"Всё это, конечно, очень сомнительно, - размышляет политолог. – Но и в  самом деле, если всё, что подавалось официально, - явно не уровень президента, то, значит, есть за кулисами визита что-то более важное. Что-то, что нельзя делегировать людям рангом ниже".

 

Намёки и иносказания

Однако кое-что, по мнению наблюдателей, становится ясно из намёков и иносказаний, прорывающихся в официальных заявлениях. Так, если Дмитрий Песков говорит, что Путин и Назарбаев подробно остановились на проблематике ЕАЭС и комментирует это словами "процессы сложные, но тем не менее общая логика говорит в пользу безальтернативности интеграционных процессов", - то сразу вспоминается жёсткая "заруба" последних недель между Россией и Белоруссией. Она не нова, конечно, - Александр Лукашенко всегда страдал истеричностью, когда Москва пыталась поприжать безудержный поток льгот и преференций в отношении своего ершистого союзника. Но, пожалуй, впервые дело дошло до угроз Лукашенко выйти из всех интеграционных объединений, которые с таким тщанием выстраивала Россия. И вообще – до явственного обращения белорусского лидера к националистическому ресурсу. Он даже дал отмашку на переписывание истории в националистическом ключе, не смутившись примером соседней Украины, где национализм при первой же возможности сделал воробьиный, на самом деле, скок в махровый, глубинный и звериный нацизм.

Так что вопрос о "мирить" двух президентов руками третьего, миротворца уже не в первом измерении, не так уж и сомнителен. Более того – ряд наблюдателей склонны в ту же "корзину" занести и слова киргизского лидера Алмазбека Атамбаева: "Мы обсуждали и экономику, и вопросы безопасности, и военно-техническое сотрудничество, и, конечно же, интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе". А также и фразы о подобных разговорах в Таджикистане, хотя он стоит и не в первом интеграционном круге.

И получается, по мнению политологов, что по меньшей мере одной из задач уровня Владимира Путина было как раз прощупывание позиций других участников ЕврАзЭС на предмет жёсткой разборки с Минском. Потому что другой, кроме жёсткой, уже не получается: Лукашенко, что называется, закусил удила, откровенно уже солидаризируется с Киевом, грозит всяческими разрывами – но и России уступать далее просто некуда. Безвозвратные траты на поддержание экономики Белоруссии составляют миллиарды долларов, при этом она открыто и с этаким детским селюкским нахальством переваливает через свою территорию подсанкционные товары с Запада. Это само по себе создание криминального эксклава внутри ЕАЭС, но есть ещё и пример Украины. В её поддержку Россия вложила сотни миллиардов – ну, а в благодарность получила известно что.

Кстати, на это, похоже, и намекнул президент Путин, когда в ответ на дежурный, в общем, вопрос журналиста, дал развёрнутую справку такового содержания: "Должен сказать, что Белоруссии мы, конечно, оказываем помощь несопоставимо большую, чем Кыргызстану. Если я сказал, что мы с обустройством границы Кыргызстану помогли (там 225 миллионов), 200 миллионов долларов дали в виде грантовой поддержки, 500 миллионов – это Фонд для развития (из которых 200 с лишним миллионов уже в работе), это почти 1 миллиард долларов, – то одних кредитов, выданных на Белоруссию, свыше 6 миллиардов долларов".

Весьма уместное замечание в доме одного получателя помощи о слишком зарвавшемся в своих аппетитах другом получателе помощи…

Но ведь показана была ещё и альтернатива! "Мы заинтересованы в товарах, поступающих из Таджикистана (это, прежде всего, плодоовощная продукция), так же как заинтересованы и в товарах из Кыргызстана. И это дешевле, это даже качественнее, чем мы получали раньше из многих стран, в отношении которых ввели определённые ограничения на поставку на наш рынок", - намекнул Путин на последствия в случае продолжения белорусского реэкспорта польских яблок.

И пряник был продемонстрирован в комплексе: "На фоне очень скромной позитивной динамики российской экономики в Кыргызстане уже 3,8 процента – рост ВВП и 4,1 процента – рост промышленного производства. Очевидные преимущества. Такие же преимущества и для нас. Поэтому я считаю, что это абсолютно естественный процесс. Было бы глупо всем этим не воспользоваться".

 

В воздухе пахнет грозой?

Однако Путин не был бы Путиным, если бы комплексность не была его коньком. Вопросы экономики и даже усмирения "батьки" не были, естественно, единственными, не были, по мнению Андрея Грозина, и главными.

А что же было главным?

В этой связи учёный обратил внимание на телефонный разговор, который Владимир Путин и президент Таджикистана Эмомали Рахмон совместно провели с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. По официальному сообщению, "глава Российского государства выразил сожаление, что из-за напряжённого графика его нынешней поездки в Центральную Азию он не смог посетить Туркменистан" и заверил, "что обязательно воспользуется приглашением посетить республику в обозримой перспективе".

"Три страны, которые посещает Путин, относятся к странам-союзникам России, - отметил в этой связи Андрей Грозин. - И ещё состоялся телефонный разговор с лидером Туркмении, и настолько можно судить, весьма дружелюбный с обеих сторон. Если добавить к этому сообщения о переговорах по поводу военных баз, то можно считать определённым, что в первую очередь обсуждались вопросы безопасности".

Собственно, Путин говорил о том же: "Мы уделили особое внимание теме совместного противодействия вызовам и угрозам сегодняшнего дня в Центральной Азии, борьбе с терроризмом, наркотрафиком, трансграничной оргпреступностью. В этом контексте договорились активнее укреплять двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество. Подтвердили общее понимание, что присутствие российской военной базы в Киргизии является важным фактором, обеспечивающим стабильность и безопасность в центрально-азиатском регионе".

Но что же такое может назревать в регионе, что понадобилось не только подробно согласовать вопросы о базах, о довооружении киргизской армии, об усилении российской 201-й базы в Таджикистане, но и даже о чём-то важном переговорить с сидящем на своём золотом газовом троне президентом Туркмении, с которой сотрудничества ни по одной линии у России практически нет? А по дипломатическим каналам и согласовывать скорейший визит нового узбекского лидера Шавката Мирзиёева?

"Я думаю, то, что навязло в зубах – ожидание изменений в американской политике, - полагает Андрей Грозин. – Если у нас в России тема Трампа муссируется постоянно, то для стран Средней Азии она ещё более болезненна. Они ведь гораздо меньше защищены от любых возможных вариаций политики Вашингтона. С одной стороны, там опасаются, что новой администрации проблемы Центральной Азии будут совершенно неинтересны. С другой же – опасаются и противоположного: того, что США могут попытаться поджечь Центральную Азию для того, чтобы создать проблемы её соседям".

А ведь действительно! Среди этих соседей ведь сразу все три геополитических соперника Америки – Китай, Россия и Иран. И по отношению к ним политика США находится сейчас в стадии выстраивания стратегии. "Условно говоря - с кем дружить, а кого разваливать", - сформулировал Грозин.

И если будет принято решение разваливать – ах, какой славный, с точки зрения Вашингтона, костерок мог бы загореться под всеми тремя неудобными – а кое-кого Трамп уже поспешил объявить угрозой – контрагентами США! Или вон хоть той же Саудовской Аравии, которая терпит жесточайшее, с угрозой собственному сохранению, поражение в Сирии и Йемене! Перебросить уцелевшие банды запрещённого в России ИГ в Афганистан – и готово дело!

Не на эту ли тему и был обнародован сегодня то ли вброс, то ли явь с высказываниями главаря ИГ Абу Бакра аль-Багдади о том, что его речь – прощальная, что ИГ терпит поражение, и что надо переходить от прямой войны к партизанской борьбе в горах?

"Возможно, что Путин что-то знает по этому поводу, и это что-то такое, что можно передать только лично", - соглашается Андрей Грозин.

Можно ли вычислить, что именно?

"Ведь страны Центральной Азии являются не просто союзниками России в разных организациях, но и государствами, которые в определённом смысле являются зонами риска, - предлагает свои вычисления по этому поводу учёный. - Что Таджикистан, что Киргизия являются бедными странами, из которых определённая часть населения уехала воевать за разные "халифаты" и в любой момент способны вернуться обратно, привнеся хаос и террор. Большое количество различных исламистских "интернационалистов", которые базируются на афганской территории, являются постоянно присутствующим фактором опасности".

"Есть основания думать, что весной на севере Афганистана начнётся бурление", - предостерёг аналитик.

Александр Цыганов

Источник


тэги
читайте также
колонка