29 мая президентом РАН был избран известный российский ученый, директор Объединенного института физики высоких температур Владимир Фортов. На пост баллотировались также вице-президенты РАН Жорес Алферов и Александр Некипелов. Ученые связывают с приходом Фортова надежды на обновление Академии. Наблюдатели полагают, что под руководством Фортова РАН сможет вернуть себе статус ключевого экспертного центра страны.
Выборы проходили на фоне жесткого противостояния между Академией и Министерством образования и науки. Глава ведомства Дмитрий Ливанов подверг РАН критике за «неэффективность» и «несоответствие мировым стандартом». Академики потребовали извинений, но получили только новую порцию критики. В знак несогласия с высказываниями Ливанова нынешний президент РАН покинул Общественный совет при Минобрнауки. Так же поступил и соперничавший с ним на выборах нобелевский лауреат Жорес Алферов.
На фоне внешнего давления и традиционных упреков в излишней громоздкости и недостаточной эффективности как никогда остро встал вопрос о самообновлении Академии наук. Ведь внутри Академии никто не отрицает наличия проблем.
Однако известная инертность этой почтенной структуры (Академия наук – единственная российская институция, существующая непрерывно с 1724 года) вполне могла привести к тому, что за ее реформирование взялись бы люди, которых внутри самой РАН не считали бы в достаточной мере компетентными: «Если ты не занимаешься политикой, политика скоро займется тобой».
Уже вовсю шли разговоры о том, что сама форма «академии» является несовременной, противники этой институции утверждали, что в других странах центрами науки в большей степени выступают университеты (в то время как то же «Общество Макса Планка» в Германии явно говорит об обратном). Да и в России об эффективности РАН вполне можно было бы поспорить. Взять хотя бы тот факт, что получая всего 20% государственного финансирования на науку, Академия производит 60% научных результатов. Несмотря на это, многие были уверены в том, что Минобрнауки пойдет по пути сокращения роли Академии, со временем сведя ее к своего рода «клубу ученых», не оказывающему никакого существенного влияния на государство и общество. В этих тревожных обстоятельствах избрание Владимира Фортова представляется академическому сообществу хорошим знаком.
«Судя по тому, что говорилось Фортовым в ходе выборов и тому, что мы о нем знаем, есть основания надеяться, что Академия выйдет из глухой и длительной обороны, заняв, наконец, активную позицию – как с точки зрения позиционирования, обоснования своей полезности для общества и государства, так и с точки зрения решения внутренних проблем. У него есть энергия, большой опыт, авторитет»
Чего ожидают от РАН сегодня?
Научное сообщество сходится в том, что этот научный институт должен доказать свою значимость для государства и общества: «Люди давно поняли, фундаментальные исследования - воздух цивилизации, её атмосфера. Прикладные результаты, технологии вырастают именно отсюда», - сказал Фортов в интервью ИТАР-ТАСС.
В то же время у него есть конкретные рецепты повышения эффективности исследований, разработок и применений научного знания. Обращаясь к опыту Китая, академик отмечает, что в ведение местной Академии наук были переданы такие государственные компании как, например, «Леново».
При таком типе кооперации ученые получают возможности для приложения своих разработок и в то же время финансирование с прибылей компании. Нечто подобное Фортов предлагает организовать и в России.
Например, в РАН есть технологии, позволяющие поднимать нефть из нерентабельных скважин, которые уже не интересны частным компаниям. Внедрив эти технологии и добившись повышения добычи, Академия могла бы рассчитывать на свою долю с прибылей владельца.
«Самое главное, что Фортов всегда работал с конкретными технологическими проектами, с конкретными технологиями, и он чувствует инновационную специфику. Он не раз заявлял, что Академия не должна быть башней из слоновой кости, что она должна спуститься к реальным нуждам национального хозяйства, должна стать одним из инициаторов формулировки технологической и даже промышленной политики», - отмечает Дан Медовников, заместитель главного редактора журнала «Эксперт». Так что вполне возможно, под руководством Владимира Фортова Академия наук из солидного, но несколько инертного учреждения превратится в двигатель промышленной модернизации России.