Встреча Владимира Путина и Петра Порошенко в Минске — знаковое событие хотя бы в том плане, что эта встреча состоялась. Конечно, нельзя было ждать от встречи немедленного урегулирования украинского политического кризиса, да и как подчеркивал Путин по итогам встречи — это проблема украинская и Россия может только содействовать, а решать ее придется украинцам. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что Россия в целом успешнее выступила на переговорах, тогда как ситуация Порошенко куда тяжелее.
Встреча Петра Порошенко с Владимиром Путиным, разумеется, не могла привести к тому, что на Украине сразу станет мирно. Владимир Путин по итогам общения с украинским коллегой подчеркнул в очередной раз: внутренние дела Украины — это внутренние дела Украины, а Киев, Донецк и Луганск должны сами разбираться, хотя и при посредничестве всех заинтересованных в мирном разрешении конфликта стран.
«Откровенно говоря, мы не можем говорить о каких-то условиях прекращения огня, о возможных договорённостях между Киевом, Донецком и Луганском: это не наше дело – это внутреннее дело самой Украины, мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и, на мой взгляд, крайне необходимого переговорного процесса. Мы об этом говорили, говорили о том, где это возможно, что Россия могла бы сделать для того, чтобы обеспечить этот процесс. А каких-то условий мы, Россия, не выдвигали, мы не можем это делать, не имеем на это никакого права: это дело самой Украины, это дело Донецка, Луганска», - в частности отметил Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов.
Однако речь шла не только или даже не столько о вопросах разрешения украинского кризиса, но и вопросах куда более приземленных — о последствиях соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Как напомнил российский президент, Украина тесно интегрирована в экономическое пространство СНГ. «По сути, наряду с Россией, Белоруссией, Казахстаном она является неотъемлемой составной частью крупнейшего в мире единого хозяйственного комплекса, создававшегося не на протяжении каких-то лет и десятилетий, а создававшегося на протяжении веков без всякого преувеличения», - подчеркнул Путин.
По его словам, зависимость экономик двух стран очень сильна: «компании наших стран наработали тесные кооперационные связи во всех базовых отраслях: в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в атомной энергетике, в химическом производстве, авиа-, машиностроении, космосе, металлургической промышленности, металлообработке, строительстве, сельском хозяйстве. Налажены уникальные производственные цепочки, созданы целые технологические альянсы. Объём российского капитала в банковской системе Украины достиг порядка 32 процентов».
«По самым скромным оценкам, совокупный ущерб только для экономики России на первом этапе может составить 100 миллиардов рублей, это 3 миллиарда долларов. Под ударом окажутся целые секторы нашей промышленности, агропромышленного комплекса со всеми последствиями для темпов хозяйственного роста и занятости населения. Потери будут, конечно, и в Белоруссии, и в Казахстане. Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может», - отметил Путин.
«Владимир Путин просто информировал Порошенко о том, что будет делать Россия в случае более плотной интеграции Украины с Евросоюзом. Причем, не только Россия, но и коллеги по Таможенному союзу. И Петру Порошенко не понравилось то, что он услышал, потому он и не стал комментировать итоги встречи журналистам», - говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Проблемным остается и газовый вопрос: Путин в том числе выразил обеспокоенность процессом транзита российского газа в Европу. Причем, украинские партнеры, по мысли Путина, ведут себя не слишком «Что дальше-то с этим будет? Это вопрос, ждущий своего кропотливого исследователя в лице наших партнёров европейских и украинских. Мы исполняем полностью все условия контракта. Сейчас принять какие-то предложения даже по льготированию – мы даже не можем этого сделать, с учётом того, что Украина обратилась в Арбитражный суд. Любые наши действия по льготированию могут быть использованы в суде. Нас лишили этой возможности, даже если бы мы этого захотели, хотя мы и так пошли навстречу и скинули сто долларов», - заявил по итогам встречи Путин.
Правда, в целом российский президент оценил итоги встречи позитивно: «Думаю, что эта встреча в таком формате была полезной. Я, правда, не знаю, чем это всё закончится. Но, во всяком случае, у нас была возможность ещё раз сформулировать наши озабоченности. И мы договорились о том, что мы интенсифицируем работу трёхсторонней рабочей группы в составе России, Украины и представителей Евросоюза и постараемся до 12 сентября сформулировать, если сможем, предложения, касающиеся тех самых озабоченностей России и Таможенного союза».
Украинский премьер Арсений Яценюк назвал встречу безрезультатной. Впрочем, любые оценки украинских политиков сейчас стоит делить кратно: Украина стремительно вкатывается в предвыборную кампанию. Сразу следом за заявлением Яценюка. Скажем, стало известно, что партия Юлии Тимошенко «Батькивщина» раскололась и оттуда, как сообщил глава МВД Арсен Аваков, вышел спикер Верховной рады Александр Турчинов, сам Аваков, ряд других известных политиков и Арсений Яценюк.
Встреча, таким образом, несмотря на заявления украинских политиков, получилась по-хорошему рабочей. Но вот удалась ли она, и можно ли было ожидать большего? «Для России процесс вполне тривиальный — идут переговоры и они будут продолжаться. Встретились-поговорили», - оценивает итоги переговоров политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.
По его мнению, ситуация у Порошенко куда сложнее. «Для Порошенко все зависит от ситуации на двух фронтах: на социально-экономическом и на военном. Понятно, что на социально-экономическом фронте все будет плохо, потому и нужен военный, на который можно списать это «плохо». Даже если на военном фронте все будет не очень хорошо, то это Порошенко не слишком сейчас грозит», - полагает эксперт.
«Хотя уже происходят вполне ожидаемые процессы типа развала «Батькивщины» и выхода оттуда Яценюка, Турчинова и Авакова. Так что события развиваются интересно, и Порошенко вполне может столкнуться с угрозой государственного переворота», - рисует мрачную картину для украинского президента Минченко.
«С учетом заявленной повестки, а Петр Порошенко заявлял о чуть ли не урегулировании конфликта на Востоке, можно предположить, что повестка не соответствовала тому, о чем действительно говорили два президента», - полагает Алексей Мухин.
«Итоги переговоров вызывают противоречивые оценки: российская сторона оценивает их в целом положительно, тогда как на Украине звучат самые разные оценки, но в основном негативные и резко негативные это позволяет заключить, что российский президент смог достичь на переговорах поставленных целей, а украинская сторона провалилась», - так оценивает итоги встречи политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
«Первая из достигнутых Россией целей — сам факт переговоров на высшем уровне. Россия вновь показала, что выступает за сохранение контактов с Украиной. Россия также получила возможность напомнить о своей позиции относительно того, что перевод украинского кризиса в дипломатическое русло возможно только при условии что Киев подключит к процессам переговоров представителей Донецка и Луганска. Владимир Путин также напомнил, что Россия не является стороной конфликта на Украине и потому не может прямо влиять на процесс прекращения огня. Была определена позиция России и относительно последствий, которые повлечет за собой подписание Украиной договора об ассоциации с Евросоюзом», - считает Зудин.
«Все это позволяет считать итоги переговоров в целом позитивными для Москвы и скорее негативными для Киева», - резюмирует политолог.
Михаил Захаров