Участники телемоста «Украинские националисты против собственного народа: Вторая мировая война и день сегодняшний» так и не пришли к единому мнению о возможности существования единой украинской нации. Однако, в том, что с украинским национализмом необходимо бороться, разъясняя людям всю подноготную биографий Бандеры, Шухевича и других кумиров «Правого сектора», участники данного мероприятия оказались единодушны.
В среду утром состоялся телемост между Москвой и Киевом под названием «Украинские националисты против собственного народа: Вторая мировая война и день сегодняшний». В мероприятии приняли участие: заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков, докторант Института российской истории РАН Федор Синицын, киевский историк, писатель, публицист Александр Каревин.
Мероприятию предшествовал показ короткой хроники, повествующей о зверствах украинских коллаборационистов в годы Великой Отечественной Войны, в духе документального киношедевра Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Далее на экране стали демонстрировать в режиме слайд-шоу фотографии с Евромайдана, а ведущая, обратившись к собравшимся ученым мужам, спросила их о том, что мы должны сегодня знать об украинском национализме.
Игорь Шишкин призвал общество отказаться от замалчивания нелицеприятных фактов о деятельности украинских националистов в годы Великой Отечественной войны.
С точки зрения Шишкина, нужно признать, что люди, называющие себя украинскими националистами, всегда были предателями украинского народа. Та же дивизия «Галиция» отличилась исключительно в карательных операциях, сталкиваясь с Красной армией лишь дважды и оба раза с неудачными для себя последствиями.
Шишкин намеренно употребил словосочетание «украинский народ», поскольку, по его мнению, украинской нации не существует, так как в конце XIX века украинцами считали себя, дай бог, двести человек, это было искусственное явление. Однако всё советское время, считает Шишкин, большевики внушали русским людям на Украине, что они являются отдельной нацией. В такие короткие сроки этногенез не может произойти, и то, что сформировалось сейчас на Украине - это не нация, а, в терминологии Льва Гумилева, внутриэтническая антисистема, созданная украинскими националистами.
С тем, что изначально украинство являлось не нацией, а политической ориентацией, согласился и Богдан Безпалько. Однако, по его мнению, сейчас, по крайней мере, в Галиции, Волыни и частично в центральных областях Украины, нечто похожее на нацию, к сожалению, сформировалось.
Говоря об истории украинского национализма, Безпалько сослался на высказывание бывшего идеолога «Единой России» Алексея Чадаева о карманном характере украинских националистических движений, которые были всегда «на подхвате» у Австро-Венгрии, нацистской Германии, а теперь у организовавших оранжевый майдан на Украине США, которые Безпалько назвал «четвертым рейхом». Он также рассказал о том, что «Правый сектор», прославившийся своим активным участием в событиях на майдане, набирался из наиболее склонных к насилию групп молодежи: футбольных ультрас, ролевиков, фанатов Толкиена, которые проходили военную и идеологическую подготовку в лагерях на территории Галиции и Прибалтики.
В ответ на это сообщение Андрей Марчуков, поддержал Игоря Шишкина с его идеей отказа от советских идеологических установок. По мнению Марчукова, если принять как данность существование украинской нации, героями этой нации неизбежно станут Бандера, Мазепа и Шухевич, так как других героев у украинства, не являющегося частью огромного русского мира, быть не может.
Историк Фёдор Синицын рассказал о борьбе, которую вела советская власть с украинскими националистами в послевоенные годы, сделав акцент на том, что сторонники Бандеры никогда не пользовались поддержкой большинства населения даже в западных областях. По мнению Синицына, с украинским национализмом можно и нужно бороться, для этого достаточно просто рассказывать правду о том, что представляли из себя его лидеры.
В целом все участники дискуссии признали, что не стоит переоценивать роль украинского национализма, поскольку в условиях формального отсутствия украинской нации этот национализм является фантомом, а современные последователи Бандеры и Шухевича-всего лишь пешки в руках манипуляторов, подлинная цель которых - создание хаоса на границе с Россией.
На этом моменте ведущая вдруг вспомнила, что забыла включить в дискуссию Александра Каревина, внимательно слушавшего выступления своих московских коллег из студии в Киеве. «Согласны ли Вы с тем, что украинской нации не существует»?- обратилась она к нему.
Каревин признал тот факт, что действительно часть населения Украины считает себя украинцами, но это не должно сбивать с толку, ведь часть пациентов сумасшедшего дома считает себя Наполеонами, но при этом ими не является. Каревин согласился со всеми тезисами, озвученными московскими коллегами, однако признал, что мозги людей на Украине очень сильно промыты антироссийской пропагандой.