«Революция достоинства», как называют события в Киеве апологеты, не принесла Украине никакого успокоения. Напротив, число рисков и неприятностей для страны только возросло. Тут и экономический кризис, и угроза социальной стабильности из-за планирующихся реформ (они предполагают резкое срезание социальных выплат), и возможность распада страны. Эксперты оценивают положение Украины как крайне сложное, а наступающий год — как самый непростой в истории независимой Украины.
Для соседней Украины минувший год выдался непростым — страна ухитрилась пережить сначала свержение президента с кровавой стрельбой в столице, затем потерю части территории, далее — погромы в Одессе и, наконец, еще более кровавую войну на Юго-Востоке. Это если говорить только о политике, а ведь стоит помнить, что и в экономике Украины, мягко говоря, все далеко не гладко.
Остановлены и частично разрушены промышленные объекты на Донбассе и непонятно, когда и кто их будет восстанавливать. Практически полностью остановлена кооперация с Россией в целом ряде отраслей. В разы уменьшился украинский экспорт в нашу страну. Украина худо-бедно начала выплачивать газовые долги, но вопрос в том, сможет ли она платить за российский газ, который «Газпром» теперь ей поставляет по предоплате.
Украинские политики, впрочем, излучают осторожный оптимизм. Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании Национального Совета реформ вечером 24 декабря, правительство Украины готово к самым радикальным изменениям — «для того, чтобы мы в стратегической перспективе стали успешной страной, подали заявку на членство в ЕС и получили его». «Надеемся, что новый парламент и новая коалиция также готовы к этому… Надо пройти период достаточно серьезных и сложных изменений», — отметил Яценюк.
Помимо этого он напомнил, что его правительство внесло в парламент ряд «сложных законов». «Кто-то говорит, что это вроде бы законы, нужные МВФ. МВФ вообще ничего не нужно — эти законы нужны Украине, как и, собственно говоря, программа с фондом, Всемирным банком и другими международными кредиторами. В присутствии президента Украины я просил бы, чтобы вся парламентская коалиция нашла в себе мужество сделать то, что обещали во время парламентских выборов. У нас коалиционное правительство, у нас общая политическая ответственность перед страной», — подчеркнул Яценюк.
Эта «политическая ответственность» заключается, помимо всего прочего, в урезании и без того не самых больших социальных выплат. «Государство не может себе позволить тратить такие объемы на социалку. Кто не может обеспечить себя — тому должно помочь государство. А кто может — тому государство должно создать условия, и он должен научиться, используя эти условия, заработать. И через уплату налогов помочь нуждающемуся и малообеспеченному, помочь стране в этот сложный период времени», — так это описал украинский премьер на том же заседании. Если же перевести это с политического языка на русский, то премьер признал, что практически всем необеспеченным категориям населения будет житься хуже, чем при Викторе Януковиче.
Пока украинцы на эти действия правительства практически не отреагировали. Протесты (пока) не носят массового характера, если сравнивать с уличными выступлениями украинских граждан периода осени 2013 — зимы 2014 года. За неделю до нового года всего 6 тысяч человек блокировали здание парламента и кабинета министров. Но есть все основания считать, что число протестующих может вырасти буквально в ближайшие недели. Особенно такого рода риски возрастут, когда граждане Украины реально на себе почувствуют политику новых властей.
Угрозы для Украины социальной сферой и новым, уже «социальным» Майданом не заканчиваются. Гражданская война продолжалась на протяжении всего года и хрупкая надежда на ее окончание регулярно срывается. На словах все хотят мира, но в реальности Киев спит и видит, чтобы «додавить» Донбасс. Просто сил у него нет, а иначе крови было бы еще больше. Что, в свою очередь, ставит вопрос о единстве страны и о том, не пойдет ли украинская власть на какую-нибудь кровавую авантюру. Например, с целью отвлечь население от тем самых «необходимых реформ».
Опрошенные Центром политического анализа эксперты оценили перспективы Украины в 2015 году. «В первую очередь вопрос стоит о том, удастся ли добиться прекращения силового противостояния и достичь надежного прекращения огня. Война высасывает много ресурсов из Украины и, если удастся достичь надежного мира, то можно ожидать прихода инвесторов на Украину. Активы сильно подешевели, а правила игры приближены к европейским и потому гораздо более понятны. Но это возможно только при условии надежного прекращения огня, а не перемирия», — говорит руководитель украинского бюро Центра политических технологий Георгий Чижов.
По его словам, второй вопрос — это реформы на самой Украине. «Речь, прежде всего, идет о муниципальной реформе с передачей значительных бюджетных средств на муниципальный уровень. Она может стать своего рода альтернативой федерализации, про которую много говорят на Украине, но никто полностью не понимает, что это такое. Это бы позволило снять ряд проблем, вроде культурных различий разных территорий и регионов. Еще одной важной реформой является реформа судебная, поскольку на Украине до сих пор отсутствует независимый суд. А эти две реформы напрямую повлияют на борьбу с коррупцией, которая остается одной из основных проблем», — убежден эксперт.
По словам Чижова, еще одна тема — сокращение уже упомянутых социальных выплат. «Курс национальной валюты за год упал вдвое. Цены подтянулись за ним не сразу, но падение уровня жизни малообеспеченных граждан очень значительное и это большая проблема. При этом Украина в значительной степени остается социальным государством — многие социальные гарантии сохранились еще с советских времен, а ресурсов для их обеспечения практически нет. К тому же многие льготы, опять-таки по советской практике, достаются вовсе не тем, кто в них нуждается. Потому вопрос адресности социальных выплат — очень важен», — полагает политолог.
«Наконец, в целом состояние национальной экономике. Не думаю. Что в 2015 году мы увидим рост в рамках ВВП, но есть прогнозы, что к середине года спад ВВП может смениться небольшим ростом. Хотя, конечно, 2015 год в экономике Украины сильно впечатлять не будет», — резюмирует Чижов.
«Основной риск для Украины — в социально-экономической сфере, причем не столько в плане экономики, где риски более-менее понятны, сколько в сфере социальной — в том, сможет ли украинское общество парировать вызовы в этой сфере и сможет ли их принять», — полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
Как сказал эксперт, «в России у определенных кругов есть ожидания, что украинское общество эти вызовы не примет, что приведет в социальному недовольству, революции и смене режима на менее антироссийский». По его мнению, эти ожидания несколько завышены.
«В пользу стабильности режима будет играть тот антироссийский настрой, который демонстрировало украинское общество на протяжении последнего года. Власти будут списывать все неприятности в экономике и ухудшения в социальной сфере на внешнего врага и таким образом удерживать власть», — объясняет свою логику Салин.
По его оценке, 2015 год даст ответ и на то, сформировалась ли на Украине политическая нация. «Все предыдущие годы политической нации на Украине не сформировалось — часть людей смотрели на Запад, часть ориентировалась на Восток. События последнего года в формате гипотезы позволяют предположить, что формирование политической нации началось. И этот год подтвердит или опровергнет эту гипотезу. Если это подтвердится, то политическая нация, к сожалению, на Украине будет формироваться на антироссийской основе и Украина, как государство, опять таки к сожалению, окажется потерянной для России навсегда», — сокрушается Салин.
А вот генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин дает для Украины крайне мрачный прогноз.
«Украину в 2015 году ожидает дефолт, энергетический кризис, военный кризис, сепаратизм и социальные бунты. Кроме того, весьма вероятна ротация истеблишмента, нынешний явно не устраивает украинское общество. Оно почувствовало вкус к Майданам и здесь речь не идет об экономике», — считает Мухин.
В экономике, впрочем, продолжает он, тоже есть крайне серьезные проблемы, основная из которых заключается в том, что Украина отключается от внешнего финансирования. «17 миллиардов кредита МВФ уже явно не достаточно, а к тому же Украина не получит третий транш, поскольку не отчиталась за первые два. Украине требуется сегодня миллиардов 15−20 долларов, а откуда она их будет брать — непонятно. Евросоюз охладел к идее финансирования Украины, Россия в явочном порядке отказалась от дотирования украинской экономики, как это было до сих пор, а Соединенные Штаты в 2015 году будут заняты предвыборной кампанией и будут обращать на Украину мало внимания. Опора же на внутренние ресурсы для Украины — не вариант», — уверен эксперт.
Это, по мнению Мухина, приведет к тому, что население будет недовольно и украинский истеблишмент сменится. «Сначала они передерутся между собой, а затем уедут за рубеж», — резюмирует политолог.
Михаил Захаров