Резкое повышение ключевой ставки Центробанком одни специалисты жестко критикуют, другие — горячо приветствуют. Мера во многом была вынужденной и имеет целью успокоить, в частности, валютный рынок, на котором последние дни наблюдается сильная нестабильность. Эксперты оценили меру как действенную и рассказали, какие еще козыри есть в запасе у Центробанка.
Повышение ключевой ставки Центральным банком России было, в принципе, ожидаемым. При резком ослаблении рубля его ждали многие. Причем, когда Центробанкв предыдущий четверг, 11 декабря, поднял ставку всего на один процент с 9,5 до 10,5 процента, он многих поразил своей «скромностью». Скажем, в октябре, когда давление на рубль было не такое сильное, ЦБ поднимал ставку на 1,5 процента. А тут всего на 1 процент.
Рынок на повышение ставки Центробанком отреагировал ассиметрично — в понедельник курс рубля практически обвалился. Некоторые СМИ поспешили окрестить этот день «черным понедельником». И в ночь с понедельника на вторник было принято решение еще раз повысить ключевую ставку, на этот раз сразу на 6,5 процентов — до 17 процентов.
Такое решение ЦБ вызвало вал комментариев. Были среди них и откровенно алармистские (так, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в эфире «Русской службы новостей» отметился фразой, что «ЦБ решил пристрелить российскую экономику, чтобы она не мучилась»), но были и сдержанные и позитивные отклики.
«Сейчас очень важно прекратить эту волну, панику, которая искусственно нагнетается, и понять, что ЦБ сделал все возможное в рамках тех инструментов, которые ему предоставлены. В отличие от тех политиков, которые могут существовать только за счет того, чтобы вешать лапшу на уши населению на волне популизма и на волне возбуждения населения путем провоцирования каких-то негативных фактов, Набиуллина является профессионалом высшей пробы», — так прокомментировал повышение ставки председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Кроме того, как подчеркнул парламентарий, «инфляция — это налог на бедных, девальвация — это налог на богатых». «Иными словами, понятно, что, когда падает курс рубля по отношению к доллару, евро, дороже будет стоить путевка за границу. Но наша задача сегодня в первую очередь обеспечить стоимость продуктов, а здесь самой большой угрозой является инфляция», — пояснил депутат, указав, что инфляция находится на неприемлемом уровне. «И когда возникают угрозы дополнительного ее роста, необходимы кардинальные меры, и ЦБ пошел на принятие таких мер», — подчеркнул парламентарий.
Для стабилизации положения в национальной экономике предпринимаются меры и на уровне законодательной власти, и на уровне правительства. Например, Государственная Дума сейчас рассматривает в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, направленные на решение вопроса о докапитализации системообразующих кредитных организаций для финансирования ими важнейших инфраструктурных проектов. Законопроектом предусматривается возможность размещения до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния на субординированные депозиты и в субординированные облигации российских банков с капиталом не менее 100 миллиардов рублей. «Необходимо в кратчайшие сроки принять меры, и эти меры, безусловно, должно принять Правительство, по докапитализации российской банковской системы и по оказанию системной государственной поддержки важнейшим предприятиям и отраслям экономики, которые, действительно, сейчас находятся в сложной ситуации», — так прокомментировал законопроект Андрей Макаров.
Последствия повышения ставки — стабилизация ситуации на валютном рынке, с одной стороны, но с другой — к удорожанию кредитов для предприятий и населения. Впрочем, есть вопрос: сколько Центробанк продержит ключевую ставку на столь высоком уровне, и каких дальнейших шагов регулятора можно ожидать?
«Решение ЦБ РФ повысить ключевую процентную ставку с 10,5% до 17% можно сказать стало для рынков новостью, но в результате сдержать падение рубля не смогло. Тем не менее, данное решение российского регулятора окажет сильное среднесрочное влияние на многие сферы экономики РФ, а также на динамику валютного курса (конечно же не в течение 1−2 двух дней, а в течение месяцев)», — полагает аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко.
Для потребителей, в первую очередь, это означает, что ставки по всем кредитным продуктам банков в течение ближайших месяцев вырастут на сопоставимое значение (6−7 процентных пунктов), что, окажет резко негативное влияние на деловую активность в России. В то же время это приведет к сужению денежной массы, что позитивно скажется на долгосрочных инфляционных ожиданиях. Именно этого, по большому счету, и добивается Центральный Банк, для которого снижение инфляции — первоочередная задача. Во-вторых, конечно же, начнут расти ставки по депозитным продуктам, но произойдет это, скорее всего, немного позже роста процентов по кредитам (хотя ряд кредитных организаций уже объявили об изменении ставок).
«Последствия повышения ставки, — говорит, старший аналитик ИК „Велес Капитал“ Юрий Кравченко, — уже вчера банки объявили о повышении ставок по кредитным продуктам, а сегодня начал повышать ставки по депозитам, в частности, ряд банков уже предлагает 20% по рублевым вкладам».
По словам аналитика, у ЦБ в нынешних условиях есть четыре варианта действий: дальнейшее повышение ключевой ставки, сокращение объемов предоставляемой рублевой ликвидности, снижение стоимости предоставляемой ЦБ банкам валютной ликвидности и валютные интервенции.
Четвертым вариантом, подчеркивает Кравченко, ЦБ по какой-то причине пользуется в ограниченном объеме, почти не влияющем на ситуацию. «По 3-му пункту: банки не брали напрямую валюту у ЦБ даже в пиковую фазу спроса, да и снижать там ставки уже некуда», — полагает эксперт.
«Второй пункт представляет собой наиболее действенный, но несущий прямые угрозы банковскому сектору метод, поэтому ЦБ на него не решится. Наиболее вероятно дальнейшее повышение ставки ЦБ (например, до 20 процентов). Однако с такой стоимостью фондирования, когда к тому же по кредитам не то что повышать ставки, а выдавать некому, банковский сектор сможет прожить не больше полугода, дальше ЦБ начнет снижать ставки», — резюмирует Кравченко.
«Ставку еще будут повышать за 20 процентов, и продлится это до конца 2015 года», — считает директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев. При этом главная задача повышения ставки, по словам Разуваева, хотя это так и не декларируется, — повышение ставок по депозитам с целью защиты сбережений граждан от инфляции.
«На что еще может пойти Центробанк — так это на увеличение продажи валюты, то есть на валютные интервенции. При запасах в примерно 400 миллиардов долларов и общем долге, который необходимо выплатить в 2015 году, на это вполне можно было бы пойти», — рассуждает эксперт.
Кроме того, продолжает Разуваев, «ЦБ мог бы ввести нормы обязательного резервирования средств для банков, чтозаставило бы банки продавать валюту». «Однако это спровоцировало бы жесткий дефицит рублевой ликвидности и привело бы к банковскому кризису. В 1995 году это удалось сделать Черномырдину и Парамоновой. Правда, тогда рухнули даже банки, считавшиеся приличными и надежными — не все, разумеется. Но, по всей видимости, банковский кризис никак сегодня не входит в планы Центрального банка», — резюмирует аналитик.
Михаил Захаров