В обществе сложился устойчивый патриотический консенсус в ответ на санкции Запада против России. При этом граждане не хотят углубления конфронтации и считают ответные меры нашей страны оптимальными. Такой вывод содержится в докладе Центра политического анализа «Народ и санкции», презентация которого состоялась в понедельник, 29 сентября, в ИТАР-ТАСС.
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин рассказал, что целью исследования было оценить реакцию населения на санкции Запада и контрсанкции со стороны России. Данилин напомнил, что в истории еще не было случаев, когда санкции приводили к изменениям в политике той страны, на которую они были направлены. Ни Китай, ни Куба, ни еще три десятка стран, против которых Запад вводил санкции, не отказались от своего пути. Ирак рухнул не в результате проблем во внешней торговле, а в результате прямой военной интервенции.
«Еще в начале года соцопросы зафиксировали, что россияне готовы к тому, что будут введены санкции. Обострение международной обстановки чувствовалось. Граждане понимали, что общий негатив по отношению к нам из-за побед на Олимпиаде и возвращения Крыма приведет к ухудшению отношений с Западом», — сказал он.
Данилин сослался на общее мнение российского руководства — санкции введены не за позицию нашей страны в украинском вопросе, а для того, чтобы помешать России развиваться. «Это мнение разделяет и общество. Люди считают, что санкции стали результатом стремления Запада ослабить Россию и замедлить наше усиление на международной арене», — отметил он, сообщив, что 32% опрошенных ВЦИОМ разделяют эту точку зрения.
Еще 14% уверены в том, что санкции отражают стремление США навязать свою волю России. Если в начале года о нормальном отношении к Америке заявлял 41% опрошенных, то летом число хорошо относящихся к США сократилось до 16%. В пять раз выросло число тех, кто относится к ним очень плохо (доля таких респондентов составляет 40%).
«Особого страха санкции не вызывают. О том, что не чувствуют их последствий заявляют 92% опрошенных. Когда лишь 4% говорит о росте цен из-за санкций — это маленькая цифра», — полагает Данилин.
По словам главы Центра политического анализа, общество полностью поддержало введение контрсанкций со стороны России. Однозначно за них высказались 39% и 32% выбрали позицию «скорее да». Только 12% говорят «скорее нет» и 6% «определенно нет». В Москве число тех, кто не одобряет контрсанкции выше (17%) в силу большей предрасположенности к премиальному потреблению. Большинство же россиян считает, что контрсанкции откроют дорогу для отечественных товаров, которые 64% опрошенных считают более качественными, чем импортные. Люди ожидают, что это приведетк развитию отечественного сельского хозяйства.
«Введение контрсанкций вызвало дополнительный позитив в общественном сознании», — пояснил Данилин.
Руководитель управления политических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Степан Львов рассказал, что индексы социального самочувствия находятся на максимальных значениях за все время их исчисления — 68 пунктов. «Во IIквартале мы фиксировали индексы на уровне 60 пунктов и прогнозировали их снижение, но оказалось, что есть ресурсы для роста», — сообщил он.
При этом, по словам социолога, по последним данным люди фиксируют рост цен в секторе ЖКХ (77%) и мясо (55%). Каждый пятый считает, что санкции против России влияют на рост цен. Такой фактор как искусственное завышение цен, по мнению респондентов, отходит на второй план.
Руководитель научных проектов Центра политического анализа Вячеслав Данилов рассказал о том, что исследование было проведено по 13 продуктам, которые попали или могут попасть под эмбарго. «Результаты оказались неожиданными. Например, в социальных сетях „самыми оппозиционными“ продуктами стало принято считать пармезан и хамон. Но выяснилось, что хамон покупает не более 10% населения и 80% из них готовы от него отказаться. А вот от суши россияне отказаться не готовы. Даже чиновники — самая дисциплинированная часть населения», — поделился он итогами исследования.
Также россиянам пришелся бы не по вкусу запрет импортного пива. Причем пиво оказалось «левым» напитком, который больше всего потребляют избиратели КПРФ и «Справедливой России». «Самые большие сибариты оказались среди избирателей ЛДПР. Среди них больше всего неготовых отказаться от импортных продуктов», — добавил Данилов.
По словам эксперта, «гастрономический протест» является уделом тех, кто не ходит на выборы или голосует за непарламентские партии: «Россию можно разделить на четыре макроэкономические зоны. Наибольший потребительский патриотизм показывают жители южных регионов, которые кормят всю Россию и не заинтересованы в конкуренции со стороны импорта. А вот Дальний Восток по потребительским привычкам оказался похож на Москву и Санкт-Петербург».
Доля людей оппозиционно настроенных к основной патриотической части населения, согласно данным исследования ЦПА, составляет не более 15%. Это не только те, кого принято относить к либералам, но и те, кто выступает за конфронтацию с Западом.
Данилин добавил, что 49% респондентов не считают необходимым введения новых санкций против Запада. «Нынешняя ситуация людей абсолютно устраивает и ответ России на санкции представляется оптимальным. Углубления конфронтации люди не хотят», — сказал он.
По словам гендиректора ЦПА, исследование подтверждает, что 85−86% граждан поддерживают власть. «Это грандиозный уровень поддержки», — заключил он.
Андрей Тихонов
Более подробно ознакомиться с текстом доклада Центра политического анализа «Народ и санкции» можно на нашем сайте по этой ссылке