, которые Запад ввел против России. Такое мнение высказали эксперты Центра политического анализа.
Большинство граждан не почувствуют на себе воздействие санкций, которые Запад ввел против России. Такое мнение высказали эксперты Центра политического анализа.
По данным свежего опроса ВЦИОМ, 95% россиян не ощутили на себе влияния западных санкций. Большинство россиян знают о введении санкций против России, но 45% опрошенных не смогли назвать какие-либо конкретные действия, сообщается на сайте ВЦИОМ. О запрете на въезд некоторых российских граждан упомянули 19% россиян, санкции, затрагивающие банковскую сферу, отметили 15% опрошенных.
Заметных последствий для себя и своей семьи подавляющее большинство респондентов также не заметили — так, 92% сообщили, что их санкции не затронули, а 3% затруднились с ответом.
Среди государств, которые ввели санкции против России, в первую очередь указывают США — об этом знают 67% респондентов, часть россиян (28%) считают, что в санкциях приняли участие все страны Европы, а 23% упоминают непосредственно Германию. Основной целью введения санкций 32% считают ослабление России, снижение ее влияния на мировой арене.
Главный редактор сайта «Русская планета» Павел Пряников называет две причины, по которым граждане России не почувствовали на себе влияние санкций. «Во-первых, потребляется достаточно ограниченная корзина продуктов. Во-вторых, значительная часть граждан до сих пор живет огородами и сельским хозяйством», — говорит он.
По словам Пряникова, половину населения страны составляют жители малых городов и сел. «Они возможно даже воспользуются плодами санкций — благоприятной конъюнктурой, повышением внимания государства к сельскому хозяйству. Может даже произойти расширение личных приусадебных хозяйств», — полагает он.
Журналист ссылается на данные социологов, согласно которым вестернизированный средний класс составляет в России 15−17%. «Видимо он и почувствует на себе санкции, и то не в полной мере», — указывает он.
Глава Ассоциации микрокредитных организаций Ярослав Кабаков отмечает, что санкции нацелены в первую очередь на дестабилизацию крупного бизнеса России.
«Причина, по которой санкции не были направлены против широких слоев населения, понятна — это еще больше усилило бы отторжение политической линии, проводимой США и ЕС», — говорит он.
Кабаков считает, что учитывая текущие цены на нефть, низкий внешний долг РФ и золотовалютные резервы, российская экономика обладает запасом прочности, который позволяет в среднесрочной перспективе или выстроить новые финансовые потоки с Юго-Восточной Азией или прийти к компромиссу с США и ЕС.
Политолог Олег Матвейчев специально ходил в дорогие магазины вроде «Азбуки вкуса», чтобы убедиться: все хамоны на месте, сыры на месте, цена на них не увеличилась.
«Карточки все работают. Интернет тоже никуда не исчез. С бытовой точки зрения никто ничего не ощутил», — утверждает он.
Матвейчев допускает, что санкции коснулись отдельных предприятий и их контрактов, а также конкретных физических лиц, которые не могут куда-то улететь, но основная масса, конечно, никак их не ощущает на себе их воздействие.
«Социология работает с большими цифрами, поэтому поймать влияние санкций она не сможет. Слишком узок круг этих людей», — констатирует он.
Что касается вопроса, почему россияне обвиняют в политике санкций именно США, то, по мнению Матвейчева, Европа показала себя в украинском кризисе свою абсолютную несуверенность. «Будь ее воля, она вообще бы не вводила никаких санкций и жила бы себе мирно. Санкции ЕС ввел под давлением США. Первопричина — американцы. Зачем обвинять пианиста, если надо обвинять настройщика рояля?», — говорит он.
Пряников видит в этом наследие советской эпохи, когда Америка считалась главным врагом.
«Но и в реальности мы видим, что наиболее жесткая риторика в адрес России исходит именно от США, а не от Европы. Россияне воспринимают ситуацию достаточно объективно», — отмечает он.
Господин Кабаков также указывает на то, что по вопросу санкций инициатива исходит от США. «ЕС вводит санкции после действий США. К тому же позиция Европы по санкциям неоднозначна», — заключает он.
Андрей Тихонов