Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение о продлении санкций в отношении России и лишила РФ права голоса и участия в руководящих органах Ассамблеи до апреля 2015 года. В ответ российская сторона прекратила свое участие в работе ПАСЕ до конца нынешнего года. И пообещала рассмотреть вопрос о членстве в Совете Европы.
Принятые в ПАСЕ в прошлом году и подтвержденные в нынешнем году санкции в отношении России призваны продемонстрировать неприятие «агрессивных действий России на Украине». Надо признать, что демонстрация удалась — 148 голосов «за» и 64 «против». В резолюции среди обращенных к РФ требований, в частности, оговариваются отказ от присоединения Крыма, вывод российских войск, которые, как утверждается в тексте, «скрыты» на территории Украины, немедленное освобождение летчицы Надежды Савченко, полное сотрудничество в расследовании малазийского «Боинга» и выполнение минских протоколов.
Безусловно, такой шаг Ассамблеи наносит удар по самолюбию России. Но не более того. При этом прекращение, пускай и временное, сотрудничества с Москвой не даст возможности на площадке ПАСЕ делать то, что так любят некоторые европейские парламентарии и другие политические деятели — доводить до сведения коллег из России, в чем именно в той или иной ситуации не правы российские власти, как им следует и как не следует вести себя во взаимоотношениях со своим народом, а также что именно необходимо предпринять в сфере борьбы за права человека.
Ответный шаг
По большому счету, действия российских парламентариев в ответ на решение коллег по Ассамблее были вполне предсказуемыми. Как и в прошлом году, депутаты Государственной Думы РФ отказались принимать участие в работе ПАСЕ и даже пригрозили в конце года рассмотреть вопрос о целесообразности российского членства в Совете Европы.
Глава российской делегации в Страсбурге, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков назвал решение Ассамблеи неадекватным и заявил, что подобные действия нанесут серьезный удар по общеевропейскому межпарламентскому диалогу.
Как будет дальше?
Складывается ощущение, что находящиеся под давлением США европейцы пытаются с одной стороны продемонстрировать России свое неприятие «агрессивной политики Москвы в отношении Украины», а с другой — ищут возможность сделать это таким образом, чтобы не нанести еще больший ущерб в первую очередь и без того пострадавшим в результате обоюдных санкций экономическим отношениям с РФ. И здесь ради демонстрации единства и решительности приходится пускать в размен те сферы отношений, в которых с наименьшими потерями можно разорвать связи, но потом достаточно быстро их восстановить.
При этом межпарламентский диалог можно вести и на других европейских площадках, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Кроме того, вряд ли европейские парламентарии захотят прекратить всяческое общение с российскими коллегами на национальном уровне. Поэтому диалог наверняка продолжится, но будет переформатирован. По крайней мере на какой-то более или менее протяженный временной промежуток.
Украина благодарна
Между тем президент Петр Порошенко выразил благодарность ПАСЕ «за поддержку Украины». От его имени в социальных сетях было размещено заявление следующего содержания: «Благодарю ПАСЕ за поддержку Украины, особенно, за решение по Надежде Савченко. Вместе победим!»
Следует отметить, что логика, впрочем, уже не первый раз, подводит главу украинского государства. Вместо того, чтобы договариваться, он на самых разных площадках призывает членов международного сообщества как можно более активно оказывать давление на Россию. В случае с Ассамблеей это привело лишь к тому, что российские парламентарии, предложившие было коллегам по ПАСЕ встретиться с Савченко, заявили, что данное предложение уже утратило свою актуальность.
Оксана Полищук, международный обозреватель ТАСС