18 апреля, четверг

Пять лет «Пятидневной войны»

08 июня 2013 / 21:58

Пятилетие «Пятидневной войны» в Южной Осетии, начавшейся 8 августа 2008 года, заставляет политиков и экспертов вновь возвращаться к оценке тех дней. Прошедшие годы – половина десятилетия, которая вместила в себя смену президентов почти всех государств, так или иначе имевших отношение к эскалации напряженности в регионе и дальнейшей ее разрядке (Грузия, Украина, Россия, Франция), позволяют увидеть события тех дней в новой политической обстановке и исторической перспективе.

Войной в Южной Осетии отчетливо запахло еще 1 августа, когда массированным обстрелам с грузинской территории подверглись Цхинвал и несколько других населенных пунктов. В зоне конфликта несколько часов шел бой. В ход пошло не только стрелковое оружие, но и гранатометы и минометы. Появились первые человеческие жертвы и значительные разрушения. Южная Осетия начала эвакуацию своих жителей в Северную Осетию. В первые два дня августа зону вооруженного конфликта покинули порядка 2,5 тыс. жителей.

В ночь на 6 августа ситуация стала еще более острой. Над Цхинвалом летала реактивная авиация Грузии. Всего было зафиксировано 8 пролетов. Грузия продолжала скрытно сосредотачивать артиллерийские системы и ракетные системы залпового огня «Град» у границ с Южной Осетией. Из Кутаиси в сторону Гори началось выдвижение армейских грузовиков с солдатами, БМП, установок залпового огня и артиллерийских орудий. В результате к моменту широкомасштабной военной операции Грузией была сформирована группировка сил вторжения численностью до 12 тыс. солдат и офицеров: три пехотные бригады, артиллерийская бригада, отдельный танковый батальон и подразделения специального назначения Минобороны и МВД Грузии. С российской стороны в военном столкновении участвовали подразделения 58-й армии и воздушно-десантных войск. Корабли ВМФ РФ приступили к патрулированию морских пространств у побережья Абхазии, вблизи зоны вооруженного конфликта.

В 22.35 7 августа Грузия начала наступательную операцию против Южной Осетии. В 23.15 начались боестолкновения и обстрел с применением гранатометов и минометов. В 23.45 начался залповый огонь минометов. Это стало точкой отчета вооруженного конфликта.

8 августа в 15.00 президент России выступил по телевидению с заявлением в связи с ситуацией в Южной Осетии. Дмитрий Медведев заявил, что в соответствии с Конституцией в сложившихся обстоятельствах наша страна была вынуждена предпринять операцию по принуждению Грузии к миру, а также для защиты российских граждан, находящихся в Южной Осетии.

Годы, прошедшие с того момента, позволяют давать не только оперативную оценку тех событий, но и делать более глубокие выводы.

Чрезвычайный и полномочный посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрий Медоев говорит, что «для нас это была война отечественная». «Мы защищали свою родину от напавшего вероломно на спящий город агрессора, - подчеркнул Медоев. - Конечно, мы извлекли из всего этого очень много уроков. Это скорбные, печальные, больные для нас уроки, потому что мы потеряли своих лучших сыновей. В той войне погибло много простых граждан, которые не были ни в чем виновны».

Главным результатом Медоев считает признание государственной независимости Южной Осетии. «За последнее двадцатилетие мы прошли очень тяжелый путь борьбы за свои права, за право самим определять, как нам жить, - уверен посол. - К сожалению, пять лет назад произошла авантюра, которую развязало против Южной Осетии правительство Саакашвили. Теперь же мы вышли на совершенно иной уровень. Мы – независимая страна признанная и Российской Федерацией, и целом рядом других стран, являющихся членами Организации Объединенных наций. Это главный результат».

В свою очередь директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов подчеркивает, что «есть полная уверенность в том, что в той ситуации Россия поступила справедливо, это было нужно сделать, и это никто не ставит под сомнение». «Более того, прошедшие пять лет только подтверждают правоту российского руководства, которое приняло решение ввести войска в Южную Осетию после того как Грузия позволила себе военную авантюру и вторглась на территорию Южной Осетии», - уточнил Мартынов.

«Главный урок тех событий вынесли не столько мы для себя. Хотелось бы, чтобы та война стала уроком для всяких саакашвили, которые думают, что с благословления американского Госдепа они могут делать то, что они сотворили с Цхинвалом в 2008 году, - полагает эксперт. - Они думают, что они могут безнаказанно убивать детей, разрушать мирные объекты, бомбить мирный город, расстреливать его из установок «Град». Это не так».

И Россия, и мировое сообщество сделали из этого вооруженного конфликта «ряд ключевых выводов», полагает проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков.

«Во-первых, в мире поняли, что на Россию больше нельзя давить, - уточнил Марков. - Во-вторых, мировое сообщество, наконец, поняло, что антироссийские политики не столь хороши, как они кажутся на первый взгляд. Если бы не было августа 2008 года, Янукович не стал бы президентом Украины. После осетинского конфликта стало понятно, что в своей антироссийской позиции политики типа Саакашвили, Ющенко, Тимошенко являются зачастую неадекватными, а некоторые, возможно, даже психически неадекватными. Такие политики готовы на ложь, провокации, использование насилия лишь бы добиться своего. И Запад понял, что такие политики могут с легкостью втянуть Запад в военный конфликт с Россией, что Западу, конечно, не нужно».

«Именно потому, что раньше Запад финансово, политически и дипломатически поддерживал Ющенко и Тимошенко, то теперь выборы выиграл Янукович. И за свой приход к власти он должен быть благодарен не абстрактной России, а российским солдатам и нашим информационным бойцам, которые разгромили Саакашвили, тем самым показав, что он тащил ситуацию к войне», - добавил он.

В отношении Россия Марков также выделил два ключевых вывода из той ситуации.
«Первое. Нужно укреплять свои вооруженные силы. До этого мы предполагали, что наши противоречия с Западом носят политический, экономический, дипломатический характер и не выльются в военное противостояние. Теперь же стало понятно, что нужно перевооружать армию», - уверен эксперт.

«Второе. В России поняли, что дешевле работать с политическими элитами стран постсоветского пространства, чем экономить на этом. Иначе в этих странах могут прийти к власти воинствующие антироссийские политики, и тогда придется потратить значительно больше», - добавил Марков.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
8 июня / 22:18
Для нас это была война отечественная
Мы защищали свою родину от напавшего вероломно на спящий город агрессора {Читайте далее}
Медоев Дмитрий Николаевич, чрезвычайный и полномочный посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации
8 июня / 22:21
Есть полная уверенность в том, что в той ситуации Россия поступила справедливо
Прошедшие пять лет только подтверждают правоту российского руководства, которое приняло решение ввести войска в Южную Осетию {Читайте далее}
Мартынов Алексей Анатольевич, директор Международного института новейших государств
8 июня / 22:22
Янукович своим приходом к власти обязан русскому солдату
В Южной Осетии наша армия воевала с периферийной военной машиной НАТО {Читайте далее}
Марков Сергей Александрович, член Общественной палаты, директор Института политических исследований
8 июня / 22:25
Я абсолютно уверен, что следующая война будет в киберпространстве
Мы создаем кибервойска в Российской Федерации {Читайте далее}
Гаттаров Руслан Усманович, член Совета Федерации от партии «Единая Россия»