Словакия является наиболее дружественной России страной Центральной Европы и в связке с Чехией пытается добиться отмены антироссийских санкций со стороны Евросоюза. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В начале сентября премьер-министр Словакии Роберт Фицо на пресс-конференции в Братиславе заявил о том, что его страна стремится ослабить новые санкции против России, предложенные Евросоюзом.
По словам главы словацкого кабмина, послу республики при ЕС даны инструкции выступить против отдельных положений санкционного пакета, касающегося финансовых рынков и экспорта товаров двойного назначения.
«Мы не хотим подрывать единство Евросоюза, однако будем очень твердо защищать наши экономические интересы», — сказал тогда Фицо, который последовательно отстаивал позицию, согласно которой новые санкции в отношении России станут бессмысленными и контрпродуктивными.
В том же месяце Фицо на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель говорил о том, что Украина должна сама решать свои проблемы.
«У меня такое впечатление, что Украина ожидает решения собственных проблем от всех, кроме самой себя», — сказал Фицо.
В воскресенье, 16 ноября, в Братиславе состоялась демонстрация против приезда в страну президента Украины Петра Порошенко. Участники акции развернули транспаранты с надписями «Чехия и Словакия с тобой, Новороссия!» и «Спасите Донбасс от украинской армии!» Когда Порошенко вышел из президентского дворца, ему пришлось прощаться и садиться в машину под дружное скандирование: «Фашист!»
Несмотря на то, что акция протеста против приезда президента Украины не была согласована с местными властями, полиция не пыталась разогнать ее участников.
Преподаватель РГГУ Вадим Трухачев отмечает, что по сравнению с остальными странами Европы Словакия выглядит «пророссийским полюсом». «Отношение к России благожелательное как среди политиков, так и среди народа. Нигде в регионе так дружелюбно не принимают русских как в Словакии», — говорит он.
Эксперт напоминает, что в 90-е годы премьер-министр Словакии Владимир Мечьяр отличался от других восточноевропейских политиков тем, что не бежал стремглав на Запад и сохранял нормальные отношения с Россией.
«За это американцы даже назвали Словакию „черной дырой Европы“. Впоследствии премьер-министр Роберт Фицо стал первым политиком в Европе, который первым признал вину Грузии в развязывании конфликта в августе 2008 года. Фицо также фактически встал на сторону России в „газовой войне“ 2009 года», — рассказал он.
Сейчас Словакия выступает против антироссийских санкций, поскольку экономические связи с нашей страной развиваются весьма неплохо и у нас есть множество совместных проектов, указывает историк.
Трухачев отмечает, что след от событий 1968 года в Словакии хотя и присутствует, он гораздо менее заметен чем в Чехии. «Откровенных политиков-русофобов, сравнимых с Вацлавом Гавелом, в Словакии просто нет», — констатирует он.
Политолог Станислав Стремидловский также говорит о том, что словаки не столь нервно относятся к России как чехи, поскольку меньше ассоциируют нашу страну с событиями 1968 года. Эксперт также обращает внимание на особое отношение Словакии к украинскому кризису.
«В период между мировыми войнами Закарпатье находилось в составе Чехословакии, и русины были тесно связаны со словаками. Русины считают этот период одним из лучших в своей истории. Их, конечно, тоже обижали, принимали программы ассимиляции, но в памяти народной этот период остался как относительно хороший. Русины, проживающие на территории Словакии, всегда будут настороженно относиться к украинским националистам», — говорит он.
Трухачев полагает, что Словакии свойственна некоторая отстраненность от украинских дел и желание держаться от этого подальше. «Там безумно боятся, что сотни тысяч жителей Закарпатья ринутся к ним», — подчеркивает он.
«Запрос на хорошие отношения с Россией у Словакии самый сильный среди всех стран Центральной Европы. Он сильнее, чем у венгров, сильнее, чем у чехов», — заключает историк.
Андрей Тихонов