Немцы не самым лучшим образом относятся к России, причем началось это еще до украинского кризиса, в ходе которого мировые политики и масс-медиа обвиняли Россию во всех смертных грехах. Минимума рейтинги России и Путина в Германии достигли еще в 2012 году. Создается ощущение, что против России была запущена целенаправленная информационная кампания. Эксперты полагают, что роль СМИ в этом процессе — доминирующая.
Отношение России в мире принято сегодня плотно увязывать с украинским кризисом. Интерпретация очевидна: картина большой России, которая, по мысли многих западных политиков и СМИ, «напала» на маленькую и бедную Украину, сравнение Владимира Путина с агрессорами ХХ века (подобные вопросы задавали социологи в США и ряде европейских стран) и прочие выразительные метафоры должны толкать популярность России вниз.
Западные СМИ, когда речь заходит об отношении к России на Западе, любят эффектные заголовки про «беспрецедентное» ухудшение отношения к России. «Опрос: Почти 70 процентов американцев не любят Путина», «Опрос: Доверие немцев к России снизилось до минимума», «Опрос: 70 процентов немцев поддерживают санкции ЕС в отношении России» — это случайная выборка заголовков о России на сайте «Немецкой волны», просто для иллюстрации.
В последнем из упомянутых материале приводится и статистика: «Отношение граждан ФРГ к России ухудшилось. Лишь 15 процентов опрошенных считают, что Москва заслуживает доверия как партнер. Это на 6 процентов меньше, чем в начале июня». Однако в отношении немцев к России не все так однозначно. Оно действительно находится на довольно низком уровне, но вот почему? Фокус еще и в том, что украинский кризис, как и история с Крымом и гражданской войной на юго-востоке Украины, насколько показывают результаты тех же соцопросов, к ухудшению отношения немцев к России повлияли не слишком.
По данным опроса, проведенного социологическим институтом «Форса» восемь лет назад, России симпатизировали 30 процентов немцев. Через два года, согласно данным Института демоскопии в Алленсбахе, таковых была только четверть. А вот в сентябре 2013 года количество немцев, настроенных позитивно по отношению к России, уменьшилось до 15 процентов. Заметим — безо всяких украинских событий.
Что изменилось, если менее чем за 10 лет число симпатизирующих России уменьшилось вдвое? Эксперты приводят различные интерпретации такой резкой смены настроения немцев по отношению к восточному партнеру.
Безусловно, накачка СМИ сильно влияет на общественные настроения, а немецкие СМИ в последние годы были не слишком расположены к России. В то время как немцы потребляют продукцию медиа довольно активно. По итогам исследования, проведенного в июле 2014 года, 44 процента взрослого населения Германии покупают периодические журнальные издания (большей популярностью пользуются только журналы, публикующие программу телепередач, что также показательно — немцы и телевизор смотрят довольно активно). Таким образом, до большей части немецкой общественности картина происходящего в мире представляется такой, какой ее рисуют национальные медиа.
Вообще, согласно другим замерам общественного мнения, политика при определении отношения к России играет довольно существенную роль. Если верить данным исследования варшавского Института публичной политики от сентября 2012 года, то 23 процента немцев назвали политические темы в качестве тех, которые влияют на отношение к России (неполитические ассоциации с Россией возникли у 24 процентов, а при отношении к Польше политические темы были важны только для 6 процентов немцев). Ассоциативный ряд при этом был таков: Путин, диктатура, Кремль, подавление, нарушения прав человека, Pussy Riot, поставки газа, запасы нефти.
Авторы заключали: «Результаты исследования четко демонстрируют степень воздействия телевидения и прессы на уровень знаний опрошенных. Это свидетельствует о той колоссальной ответственности журналистов, чьи репортажи оказывают очень сильное влияние на образ страны, о которой они пишут или рассказывают».
Понятно, что такой, преимущественно негативный образ России в медиа не мог не повлиять на отношение немцев к нашей стране. Украинские события и их освещение в немецких СМИ тому явное подтверждение. Критика в адрес ведущих немецких медиа звучала в Германии за последние месяцы неоднократно. Скажем, специалист в области коммуникаций из университета Пассау Ральф Хольфельд по итогам недавнего дикуссионного мероприятия «На войне первой погибает правда — пропагандистское сражение на Украине» заявлял, что главной проблемой при освещении украинского кризиса в немецких СМИ является то, что многие издания не пользуются услугами корреспондентов на месте, знакомых со страной и ее населением.
А Общественный совет немецкой телерадиокомпании ARD подверг критике освещение украинского конфликта в эфире крупнейшего в Германии медиахолдинга. В протоколе июньского заседания совета отмечалось, что «не были или были освещены в недостаточной степени» важные аспекты конфликта, а в целом подача информации была «недостаточно дифференцированной». В результате «частично могло возникнуть впечатление о предвзятости и направленности против России и российских позиций». При этом члены совета ссылались и на критику освещения конфликта со стороны зрителей канала ARD — одного из самых популярных каналов в Германии. Впрочем, это решение носит рекомендательный характер, а главный редактор отверг обвинения в односторонней подаче материала. Иными словами — пересматривать политику канала он не желает. Неофициально же, со ссылкой на генерального продюсера Тома Бурова, в корпорации говорят о существующем указании «защищать западные интересы».
Была и иная реакция на публикации немецких медиа об украинском кризисе. Скажем, журнал «Шпигель» попал под пристальное внимание немецкого Совета прессы (организация с 1956 года является общественным органом самоконтроля немецких журналистов). Совету не понравилось, что журнал использовал фотографии жертв с малазийского «Боинга» для продвижения политического посыла — на обложке помимо жертв был крупный заголовок «Остановите же Путина, наконец!».
Есть и иное технологическое объяснение внезапно проявившейся нелюбви немецких политиков и граждан к России и Владимиру Путину.
«В Германии есть два типа опросов. Один меряет отношение с поправкой на материалы СМИ и, кажется, на вопрос о том, откуда черпают информацию. Второй — стандартный опрос, только с опросным листом предельно простым. Судя по всему, в данном случае речь именно об опросах с учетом информационного фона, а он негативен по отношению к России», — говорит политолог Иван Преображенский.
Получается интересная картина — если мерять мнение с учетом негативных публикаций о России, то рейтинг будет подталкиваться вниз. Не говоря о том, что сам опрос становится негативным информационным поводом.
«Это результат того, как освещают деятельность Путина немецкие медиа», — убежден Преображенский.
Впрочем, не только немецкие масс-медиа влияют на восприятие России и Владимира Путина, но и англоязычные мировые СМИ.
«Отношение Европы, в том числе и Германии, сильно зависит не только от того, как рисуют Россию национальные СМИ, но и от того образа, который создают СМИ транснациональные, англосаксонские. В Восточной Европе это влияние приближается к ста процентам, но и в с старой Европе влияние велико — скажем, примерно 50 процентов», — полагаетдиректор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
По мнению Салина, «транснациональные СМИ играли на понижение рейтинга Путина с 2008 года и форсировали атаку в 2011 году, после того, как было объявлено о том, что Путин возвращается на президентский пост».
«Немецкие СМИ, контролируемые национальным капиталом, когда пишут даже позитивное о России, концентрируются на экономических взаимоотношениях, что не дает роста рейтинга», — считает эксперт.
«Транснациональные СМИ последовательно демонизировали Владимира Путина, особенно активно с осени 2011 года. Понятно, что это сказалось на рейтингах России и Владимира Путина, в том числе в странах Старой Европы», — резюмирует Павел Салин.
Таким образом, за падение рейтингов Владимира Путина и ухудшение имиджа России у немцев в целом мы должны благодарить масс-медиа, которые в последние годы проводят политику максимального информационного давления на Россию, последовательно демонизируют Россию и ее президента. Вопрос лишь в том, почему немецкие политики так охотно принимают в этой кампании участие. Кажется, что информационное давление на Россию — это не просто случайное совпадение, а натуральный «заказ» немецкого политического истеблишмента.
Михаил Захаров