Украинский поллстер «Национальный экзитполл» опубликовал первые данные опроса избирателей, участвовавших в выборах Верховной Рады. Главной неожиданностью оказался высокий результат Народного фронта Арсения Яценюка, который дышит в затылок лидирующему с минимальным отрывом президентскому Блоку Петра Порошенко. Эксперты говорят, что если итоговые результаты будут соответствовать данным опроса, то можно говорить о победе «партии войны».
Итак, согласно данным первого экзитполла, опубликованного сразу после закрытия участков 26 октября, Блок Петра Порошенко набирает 23%, Народный фронт идет следом с 21,3%, третье место занимает партия «Самопомощь» с 13,2%. На четвертом месте с 7,8% неожиданно оказался «Оппозиционный блок» Юрия Бойко — по сути, это бывшая Партия регионов. Националистические партии «Свобода» и «Радикальная партия» также могут рассчитывать на места в парламенте, их списки набирают 6,3% и 6,4% соответственно. «Батькивщина» бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, по всей видимости, замыкает список партий, проходящих в Раду. По данным опроса, у нее 5,6%.
Судя по первой картине, итоги выборов будут заметно отличаться от ожиданий. Большинство социологических агентств даже в преддверии дня голосования прогнозировали гораздо более уверенную победу Блока Петра Порошенко — с 28−30%. Остальным партиям, включая Народный фронт, практически ни одно исследование не обещало более 15%. А, например, партия «Свобода» Олега Тягнибока и вовсе не должна была попасть в Раду.
По мнению политолога, заместителя генерального директора Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Олега Игнатова, победила «партия войны».
«Первые результаты говорят о том, что Порошенко скорее проиграл, чем победил, потому что ему, если итоговые результаты окажутся близки к данным экзит-поллов, вряд ли удастся создать коалицию на основе только своей партии» — считает Игнатов.
«Народный фронт Турчинова и Яценюка — классическая партия войны — набрал гораздо больше, чем ожидалось. Так что, по всей видимости, Яценюк останется премьером, будет вести независимую от президента политику», — полагает он.
В конечном счете, это выльется в более жесткий курс в отношениях с Россией и самопровозглашенными республиками на востоке страны.
«Если раньше Порошенко склонялся к менее жесткому формату отношений с Россией и восточными регионами страны, то теперь у него это не получится, потому что придется учитывать мнение сторонников жесткого сценария», — заключает Игнатов.
Главным бенефициаром выборов считает Яценюка и независимый политолог Павел Святенков.
«Если результаты экзит-поллов подтвердятся и не будет сюрпризов по одномандатным округам, результат партии Яценюка следует рассматривать как победу. Опросы показывали, что Народный фронт скорее проигрывает. А теперь он стал почти вровень с блоком Порошенко. Это позволяет Яценюку претендовать на пост премьер-министра. Порошенко будет трудно игнорировать столь влиятельную силу в условиях слабой власти», — считает он.
При этом Святенков не согласен с тем, что у условной «партии мира» был шанс на выборах.
«Что касается „партии войны“ и „партии мира“, я не понимаю этого разделения. Кто входит в „партию мира“? По-моему, такой партии на Украине нет. Есть лишь разные варианты „партии войны“», — заявил политолог.
О влиянии радикалов на Верховную Раду говорит и замдиректора РИСИ, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова. Она считает, что даже если националистические фракции и не получат большинства, то радикальные настроения все равно будут давить на парламент.
«Дело в том, что эти радикалы присутствую в разных партиях: и в партии Ляшко, и у самого Порошенко и в других. Нынешняя украинская власть просто вынуждена считаться с этими силами, потому что сейчас на их стороне физическая и военная сила, оружие, боевой опыт. Сбрасывать их со счетов и не учитывать их в своей политике просто невозможно, потому что в любой момент есть опасность, что они возьмутся за оружие. Кроме того, в парламенте идет традиционная для украинской политики игра, когда крупные бизнесмены раскладывают яйца в разные корзины. Например, кровавый губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, по некоторым подсчетам, будет иметь в Раде от 30 до 40 своих боевых штыков, которые раскиданы по различным политическим блокам и фракциям», — считает известный эксперт.
О влиянии олигархов на итоговый расклад сил в Раде говорит и главный редактор ИА OSTKRAFT Станислав Стремидловский. Он полагает, что решающим станут результаты выборов в одномандатных округах: «мажоритарщики» примкнут к той, фракции, которую крупный бизнес сочтет близкой себе.
«На Украине принято, что мажоритарщики всегда примыкают к „партии власти“, но поскольку что Блок Петра Порошенко, что Народный Фронт набирают сравнительно одинаковое число голосов по партийным спискам, настоящий победитель будет определен через неформальные договоренности олигархов, чьи кандидаты внедрены как в списки, так и пройдут по одномандатным округам», — говорит эксперт.
Еще одним фактором, который может повлиять на положение вещей в Раде, может стать позиция пока непредсказуемой для политологов партии «Самопомощь», возглавляемой мэром Львова Андреем Садовым.
«Она может стать как весомым участником правительственной коалиции, так и уйти в глухую оппозицию, повторив путь ВО „Свобода“, ворвавшуюся в Киев в качестве представителя Галичины, но не сумевшей как следует конвертировать свой политический капитал во властный ресурс», — рассуждает Стремидловский.
В конечном счете, по мнению эксперта, радикалы станут «головной болью» не только для России, но и для Европы.
«Например, экспертное сообщество Польши после указа президента Петра Порошенко о переносе празднования Дня защитника Отечества на день основания Украинской повстанческой армии, и так пребывает в растерянности, поскольку не ожидало столь откровенного подтверждения Киевом „бандеровской традиции“ как фундамента в основании строительства украинской государственности», — напоминает он.
В отличие от коллег, гендиректор Фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов не согласен, что данные экзит-поллов существенно отличаются от прогнозов. По его словам, радикалы в том или ином виде и так шли вплотную к Блоку Порошенко.
«Неожиданно высокий результат Народного фронта, который всего на 2% отстал от Блока Петра Порошенко, имеет несколько объяснений. Во-первых, и сам Блок Петра Порошенко, и Радикальная партия Олега Ляшко должны были получить больше голосов, которые, скорее всего, частично и перетекли к Народному фронту. Во-вторых, Арсений Яценюк, с которым у большинства избирателей ассоциируется Народный фронт, в последнее время стал менее публичен, поэтому с неудачами в газовых переговорах, с неполучением западных кредитов и продолжением войны в Донбассе связывают по большей степени уже не его, а президента», — говорит Смирнов.
Теперь, по мнению эксперта, если официальные итоги выборов подтвердят результаты экзит-поллов, Порошенко придется постоянно договариваться с радикалами.
«Сам Петр Порошенко, естественно, рассчитывал на более успешный итог выборов, хотя большинство в парламенте изначально было недостижимо. Ему придется договариваться и с Яценюком, и с Ляшко, и этот союз едва ли будет прочен и долговечен», — полагает он.
В свою очередь, руководитель PR-агентства «Глейпнир» Алексей Громский считает, что итоги выборов в Раду связаны с геополитическими интересами разных центров влияния.
«В победе „Блока Порошенко“ во главе с Кличко — витриной украинской политики для Европы — заинтересован Евросоюз. ЕС сейчас в первую очередь интересует бизнес. И приход к власти такой вот умеренной партии вполне его устраивает, — говорит политолог. — А вот другая группа — укронационалисты всех мастей — более опасна для мирового баланса. Они ориентированы на США, которым Украина нужна как „огненная стена“ между Россией и Европой. Следовательно, их задача не захватить власть в постсоветской стране, а обеспечить хаос гражданской войны на ее территории. Или, как минимум, постоянные склоки в Верховной Раде».
Александр Дюпин