Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который давно ждали автомобилисты. Он одновременно усиливает ответственность за пьянство за рулем, существенно повышая штрафы, и устанавливает возможную суммарную погрешность измерений приборов при выявлении алкоголя в выдыхаемом воздухе и крови водителя. По сути, он отменяет действовавшее до настоящего момента правило «нулевого промилле», не допускавшего наличие в организме любого, даже ничтожно малого содержание алкоголя.
В законе сказано, что теперь административная ответственность водителя «наступает в случаях установленного факта употребления вызывающих опьянение веществ». Это происходит, когда превышен порог наличия абсолютного этилового спирта - 0,16 и более миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха или 0,35 и более грамма на 1 литр крови водителя.
Закон содержит важное примечание, которое касается «сухого закона» за рулем. «Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также употребление психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается», сказано в нем.
Теперь в законодательстве значительно увеличены штрафы, предусмотренные для «пьяных» водителей. Так, управление транспортным средством в состоянии опьянения влечет штраф в 30 тыс. рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет. А если водитель пьян и при этом не имеет прав либо лишен их, ему грозит административный арест на срок от 10 до 15 суток или штраф в 30 тыс. рублей. При повторном таком нарушении штраф увеличивается до 50 тыс. рублей. Срок лишения прав составляет три года.
Закон также увеличивает с 5 тыс. рублей до 50 тыс. рублей верхний предельный размер административного штрафа и со 100 рублей до 500 рублей нижний предел штрафа. Также до одного года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за ряд правонарушений в области дорожного движения с участием пьяных водителей.
Абсолютный «сухой закон» действовал в России три года. В 2010 году в стране была отменена разрешенная норма содержания алкоголя (промилле) в организме человека при управлении автомобилем. После этого началась общественная кампания в поддержку возврата разрешенной нормы. Сторонники возврата промилле утверждали, что приборы фиксируют наличие алкоголя даже в том случае, если человек выпил квас или кефир, принял спиртосодержащее лекарство. Подписав закон, глава государства поставил в ней логическую точку.
Один из авторов закона, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков уверен, что после вступления новых норм количество тех, кто сел за руль пьяным не только не увеличится, но и сократиться. Во всяком случае, статистически.
«Количество нетрезвых за рулем объективно уменьшится, поскольку статистика была лукавой до настоящего момента, - уверен первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. - Были пьяные и были те, кого признали пьяными. В их число входили и те, у кого содержание алкоголя было ниже той нормы, которую сегодня допускает законодательство. Так что количество так называемых пьяных по статистике сократиться на 25%. Это как минимум».
В целом с позицией Лысакова согласен и руководитель Экспертного центра Probok.net Александр Шумский, чья организация развернула в свое время широкую пропагандистскую кампанию за «возврат промилле».
«После того, как президент подписал закон, и правила игры изменились, я не думаю, что на дорогах увеличится или уменьшится количество пьяных водителей, ведь нормальные люди как не пили за рулем, так и сейчас пить не станут. Общее количество ДТП с участием нетрезвых водителей осталось на одном уровне. После отмены допустимых промилле оно резко упало, а затем все вернулось на круги своя, поскольку люди поняли, что лишиться прав можно будучи трезвым».
Вместе с тем, по словам Шумского, увеличение штрафов может повлиять на общую ситуацию в лучшую сторону.
«Это хороший сдерживающий фактор, особенно для регионов, - уверен эксперт. - Посидеть 30 суток по административному делу где-нибудь, скажем в Волгоградской области, не является проблемой, а вот потерять 50 тыс. рублей – это очень страшно».
В свою очередь, координатор московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Самарин утверждает, что «новый закон позволит значительно сократить число тех, кто пострадал невинно, лишившись прав из-за выпитого кваса, кефира или каких-то медикаментов».
Но Самарин также указывает на то, что «повышение официальных штрафов несет в себе коррупционную составляющую».
«Я опасаюсь, что коррупция среди сотрудников ГИБДД вырастет в цифровом выражении»
А руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества Сергей Волгин уверен, что закон не снимает всей остроты проблемы, и поэтому проблемой профилактики «пьяных» ДТП «нужно заниматься постоянно»: «Кроме повышения штрафов, следует проводить разъяснительную работу, в том числе и в автошколах, объясняя, что пьянство за рулем – это опасно. Нужен целый комплекс мероприятий. Нужно заниматься воспитанием. Пусть это звучит как демагогия, но другого способа решения этой проблемы нет», – заметил Волгин.