25 ноября, понедельник

Культура-2013: конец «новой искренности»

01 августа 2014 / 23:10

«Кислотный» скандал в Большом театре, Литературное собрание с участием Владимира Путина, конец «пермского» проекта Марата Гельмана, кадровые перестановки в московских театрах и музеях, споры о новых русских фильмах и сериалах Первого канала – у каждого эксперта свой персональный рейтинг важнейших культурных событий 2013 года. Центр политического анализа предлагает оценить культурные реалии 2013 глазами нескольких наблюдателей.

Культура – наиболее трудноопределимая сфера жизни общества. С одной стороны, имеют в виду своеобразный entertainment, то есть, по существу, столбики рецензий под рубрикатором кино/музыка/театр/балет, с другой – вообще все, что окружает нас в этом мире. Таким образом, фиксация «культурных тенденций», как правило, сводится либо к факультативной каталогизации «событий и мероприятий», либо к пространным рассуждениям о «духе времени».

Впрочем, экспертам Центра политического анализа, похоже, удалось нащупать тот стык между культурой в широком и узком смысле, который, видимо, будет определять наши воспоминания об этом (пусть, условном) куске жизни, обозначенном числом 2013.

Итак, весной прошлого года вышел роман Виктора Пелевина «о протесте» - «Бэтман Аполло». Возвращение в мир «Empire V» стало своего рода неожиданностью. Кто украдкой, а кто открыто и не стесняясь – в теплый, ламповый мир середины нулевых рады были окунуться все.

Сентиментальный консерватизм «гламура и дискурса» пришелся по нраву сторонникам третьего срока Владимира Путина и здорово разозлил распущенный за ненадобностью «авангард перемен». Ностальгия вообще стала культурной доминантой 2013: популярный молодежный ресурс «Метрополь» кропотливо реконструирует на своих страницах дискурс журналов «Птюч» и «ОМ». А не самые пожилые люди с помощью Первого канала российского телевидения заново изобретают для себя сновидческую эпоху советской оттепели.

Где Пелевин, там и Сорокин – уже осенью читатели смогли оценить новый роман «Теллурия», то есть вновь побывать в одном из знакомых миров, где можно не бояться неприятных сюрпризов. Куратор Арсений Штейнер напоминает, что также в этом году вышли «Вселенские Истории» Юрия Мамлеева и «Время Золотое» Александра Проханова. Важным событием стало Литературное собрание с участием первого лица государства. Не все оценили рекламный аттракцион с появлением потомков столпов русской словесности, в числе которых были полные тезки классиков русской литературы, однако, сам факт внимания к писательскому цеху со стороны руководства страны произвел впечатление на профессиональное сообщество. Философ Кирилл Мартынов высоко оценивает библиотеку имени Достоевского, появившуюся в Москве, благодаря знаменитому «книжнику» Борису Куприянову. В данном случае мы имеем дело с первым прецедентом встраивания такого учреждения как библиотека в «капковскую» инфраструктуру современной Москвы. На смену гулким помещениям с пыльными картотеками, самодельными аппликациями и результатами детских конкурсов на стенах пришли «третьи места» для хипстеров с макбуками. Да, библиотека тоже может быть модной. В свою очередь поэт Всеволод Емелин напоминает о том, что одной из тяжелых потерь этого года стала смерть литературного критика и переводчика Виктора Топорова.

Весь 2013 год развивался вялотекущий скандал вокруг Большого театра. Первого июля был уволен Николай Цискаридзе. Кинокритик и специалист по массовой культуре Александр Павлов напоминает о том, что сторонники даже провели пикет в поддержку артиста с требованием продлить ему контракт на пять лет, что, впрочем, результата не принесло. Несмотря на мрачные слухи, уже осенью Цискаридзе был назначен и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой. Надо сказать, что по мере развития конфликта в Большом общественность все более и более проникается сознанием того, как тесно могут быть переплетены эталонно высокое классическое искусство и откровенно бандитские нравы.

Важным событием в мире драматического театра стало открытие «Гоголь-центра», созданного Кириллом Серебренниковым на базе реформированного Московского драматического театра имени Гоголя. Под занавес 2013 в роли «душителя свобод» неожиданно выступил кумир интеллигенции – глава департамента культуры города Москвы Сергей Капков. Он запретил авангардному режиссеру провести во вверенном ему учреждении показ документального фильма о Pussy Riot. Серебренников уже собирался хлопнуть дверью, а потом взял и передумал. Все-таки отношение общества к молодым антипутинисткам, недавно вышедшим на свободу по амнистии, и впрямь остается более чем неоднозначным. Решение Сергея Капкова обрушило на его голову проклятья «честных людей». Впрочем, приятных слов от той же публики чиновник уже успел наслушаться в тот короткий период, когда по Москве прошел слух, что он будет уволен со своего поста. На долю московского министра как будто выпала счастливая возможность побывать на собственных похоронах. Широкой публике также должно запомниться имя режиссера Константина Богомолова, чей спектакль «Идеальный муж. Комедия», стал очередным объектом атаки православного активиста Дмитрия Энтео (гиперактивность которого – тоже своего рода феномен культурных войн - 2013).

Без всякой иронии «концом эпохи» называют уход Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ имени Пушкина. «Женщина Империи» по выражению художника Алексея Беляева-Гинтовта, руководившая музеем с 1961 года, до последнего времени строила грандиозные планы, среди которых первое место занимала идея восстановления Государственного музея нового западного искусства, приведшая Антонову к конфликту с руководством Эрмитажа. Неизбежен был и конфликт с Институтом философии РАН, занимающим здание на Волхонке, которое должно было отойти музею в ходе реализации масштабного проекта развития территории по проекту архитектора Нормана Фостера.

Летом 2013 в Пушкинский музей стояли огромные очереди на выставки Тициана и прерафаэлитов, ставшие остромодными светскими событиями. Антонова была назначена почетным президентом музея, а место директора заняла известный куратор и арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак.

Лошак была в числе организаторов выставки «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней», которая проходила весной в МВЦ «Рабочий и колхозница». Участие в мероприятии радикальных художниц-феминисток круга Нади Плунгян обернулось публичным скандалом, в ходе которого работы исчезали из экспозиции, а кураторы (Олеся Туркина, Мария Лошак, Наталья Каменецкая) обменивались оскорблениями с художницами (Умная Маша, Виктория Ломаско, Микаэла) на страницах портала Colta.Ru. В 2013 году боевой листок творческой интеллигенции улучшил дизайн, расширил штат и стал полноценным интеллектуальным таблоидом. Особенно мощно на «Кольте» выстрелил опрос арт-сообщества об отношении поступку Арсения Штейнера, который выступил куратором выставки Ильи Трушевского, продолжающего заниматься искусством в местах лишения свободы. Дело в том, что в каталоге выставки не было упомянуто, по какой именно статье был осужден художник. «Как относиться к институциям, которые обеляют преступления, подобные тому, что совершил Трушевский?», «Сможете ли вы оценить его работы, не оглядываясь на то, что он сделал?», «Где границы возмездия?» - вот лишь немногие из тех вопросов, которые портал поставил ребром перед цехом современных художников. Укреплению позиций радикального феминизма в российском культурном поле послужил и второй фестиваль «Феминистский карандаш». Поначалу кураторки Надя Плунгян и Виктория Ломаско были раздосадованы выходкой успешной художницы Александры Галкиной, в запальчивости нанесшей на стену схематичные изображения пениса, а потом прислушались к голосу экспертного сообщества и заключили изображения в рамку, дополнив комментарием о том, что, по мнению некоторых искусствоведов, эта работа «приглашает всех к диалогу».

Другим заметным явлением стало увольнение Марата Гельмана с поста директора Пермского музея современного искусства. Таким образом, была подведена черта под большим проектом, в ходе которого государство собиралось поставить современное искусство на службу территориальному развитию.

Зрители с большим удовольствием смотрели экранизацию романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», а кинокритиков привел в недоумение Антон Долин, неожиданно объявивший вполне сносным фильм «Сталинград». Широкую общественную дискуссию породили сериалы Первого канала «Сын отца народов» (о Василии Сталине в жанре «легко ли быть молодым?») и, в особенности, «Оттепель» (о кинотусовке шестидесятых).

Предметом публичной полемики стал также проект байопика о жизни Чайковского, режиссером которого должен был стать Кирилл Серебренников, а сценаристом – Юрий Арабов. Авторы будущего фильма не сошлись в вопросе о сексуальной ориентации своего героя. Так, Арабов поддержал позицию министра культуры Владимира Мединского, который не видит достаточных оснований представлять композитора гомосексуалом. Серебренников в свою очередь разглядел в подобных заявлениях покушение на свою творческую свободу. Так или иначе, деньги на проект министерство выделило, а значит то или иное консенсусное решение, судя по всему, все-таки было найдено. Нельзя обойти вниманием и печальные события. Так, смерть Алексея Балабанова и Петра Тодоровского, очевидно, закрыли не самую позорную страницу в истории российского кино.

Определенные изменения претерпели «культурные» СМИ. Так, монструозный портал Afisha.Ru сбросил балласт «контента», оставив за собой ключевую роль самого полного каталога развлечений Москвы. Журналистские материалы переместились в отдельные СМИ «Волна», «Город» и «Воздух».

В очередной раз закрылся проект Дмитрия Ольшанского «Русская жизнь», ставивший перед собой амбициозную задачу «поддержания русской словесности». Период расцвета переживает Colta.ru.

«Русский журнал», напротив, все меньше влияет на умы образованного класса.

В нише молодежных lifestyle-изданий плотно обосновались два тяжеловеса W-O-S.ru и «Метрополь». Истина новой молодежности состоит в жестком, ультимативном стиле на грани диктата от «моды» ("heritage – уже немодно") до «советов психолога» ("феминистки – тупые"). При этом «Метрополь», как более взрослое СМИ, решительнее в своей риторике. W-O-S.ru, местами, не дотягивает. Начинает за здравие ("эти книги – плохие"), а заканчивает за упокой ("главное – иметь свое мнение"). В 2013 году мы не хотим иметь своего мнения. Мы постепенно выходим из эпохи «новой искренности». Мы не хотим быть честными. Мы хотим на фуд-фестиваль. В 2013 году мы поступаем так, как нам приятно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
1 августа / 23:15
Шифропанки, новый труд и геймификация – это главные события года
В авангарде криптообщества будущего пойдут подростки {Читайте далее}
Мартынов Кирилл Константинович, доцент кафедры онтологии и теории познания факультета философии НИУ ВШЭ, главный редактор сайта «Мнения.Ру»
1 августа / 23:17
Министерство культуры стало вести себя как заказчик
Культурная политика- 2013 была отмечена пересмотром договора между «начальством» и «деятелями культуры» {Читайте далее}
Марков Александр , зам. декана по научной работе Факультета истории искусства в РГГУ, научный руководитель проекта в Интернет-журнал «Гефтер»
1 августа / 23:18
5 главных событий 2013 года в сфере культуры
Буду краток {Читайте далее}
Емелин Всеволод Олегович, писатель
1 августа / 23:20
Самое главное событие года – это то, что у КВНа, наконец-то, появился свой дом
На фоне этого позитивного события все несчастья, случившиеся в отечественной культуре, меркнут {Читайте далее}
Павлов Александр Владимирович, доцент кафедры практической философии НИУ ВШЭ
1 августа / 23:21
На субстрате ненависти вырастет только разруха и боль
Если не проложить обывателю удобный тротуар в музей, не дать понять, что его там ждут, он туда не пойдет {Читайте далее}
Штейнер Арсений , искусствовед, куратор
1 августа / 23:22
В 2013 году произошло «тектоническое смещение плиты» отечественной культуры
Мы входим в новый календарный год с надеждой на создание собственной, независимой культурной направляющей {Читайте далее}
Чумак Антон Игоревич, художник