27 апреля, суббота

Шифропанки, новый труд и геймификация – это главные события года

01 августа 2014 / 23:15
доцент кафедры онтологии и теории познания факультета философии НИУ ВШЭ, главный редактор сайта «Мнения.Ру»

В авангарде криптообщества будущего пойдут подростки.

1. Роботы-онкологи и трансформация рынка труда

В коммунистических утопиях роботы приходили на помощь человеку для того, чтобы выполнять за него самую тяжелую и грязную работу. Человек же имел возможность сосредоточиться на творчестве. Реальность капитализма оказывается совсем другой. Автоматизировать труд грузчика или уборщика нерентабельно, и поэтому на гигантских складах компании Amazon появляется новый класс неквалифицированных рабочих, а будущее капитализма, как и его настоящее, связано с дешевым ручным трудом мигрантов. Но перспективы в этой сфере были обозначены: автоматизировать будут в первую очередь самые высокооплачиваемые специальности. Роботы заменят не уборщиков, но врачей, юристов и высококлассных программистов. Тех, кто в течение последних лет считал себя незаменимыми, свое образование - элитным, а свое будущее - безупречным. В марте 2013 года появилась новость о том, что в США создан и успешно работает программный комплекс, способный диагностировать и назначать терапию раковых заболеваний. Трогательный онколог Уилсон из сериала о докторе Хаусе, который так любил держать умирающих пациентов за руку при годовой зарплате больше 100 тысяч долларов, больше не нужен. Каждому стоит задуматься, не находится ли и он в зоне риска? Может быть, старая шутка о том, что выпускники гуманитарных факультетов говорят на своем первом месте труда (ответ: "Соус к картошке?"), окажется со временем не такой уж смешной для профессионалов и специалистов, потерявших любую работу. В конце концов, заменять роботами гуманитариев никому не придет в голову.

2. Библиотека им. Достоевского и Борис Куприянов

В Москве появилась первая современная библиотека, претендующая одновременно на статус "третьего места" для хипстеров, публичной площадки, просветительского проекта и точки сборки локальных сообществ. На углу Чистопрудного бульвара и Покровки видна большая витрина библиотеки имени Достоевского, совершенно не похожая на антураж всех библиотек, к которым мы привыкли. Внутри - люди, компьютеры и книги, идеальное сочетание. Свободных мест чаще всего нет, потому что в новой библиотеке удобно. Записываться и регистрироваться не нужно, большая часть фонда в открытом доступе, есть WiFi и шкафчики для вещей и одежды "как в Библиотеке Конгресса".

Автор всего этого - Борис Куприянов - сначала создал самый яркий книготорговый проект в современной России, "Фаланстер", а теперь в сотрудничестве с Сергеем Капковым взялся за столичные библиотеки. За что получил множество критических отзывов со стороны библиотечного сообщества, изряднопорядочных и рукопожатных граждан и провокаторов. Но зато - витрины не пустуют, книги читаются, и среди многочисленных окрестных магазинов виски, салонов красоты и пивных библиотека выглядит стильно и экзотически, как будто Москва и в самом деле цивилизованный город. Пока это скорее мечта, воплощенная в одном проекте, но со временем открытых площадок в таком стиле должно стать больше. За этим стоит реальная урбанистическая программа: сделать библиотеки местом сборки локальных сообществ - любителей компьютерных игр, собирателей бабочек или исследователей испанского танца. Нам нужна другая Москва, коротко говоря.

3. Алексей Герман и тайное искусство кино

Главная мистификация года: фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" по одноименному роману братьев Стругацких. Умберто Эко, как мы знаем, был шокирован этим зрелищем и написал по этому поводу пронзительное эссе на две тысячи знаков. Русская интеллигенция, которая специально съездила на фестиваль в Риме, пришла в экстаз.

Фильм, снимавшийся в течение 14 лет, теперь, наконец, кто-то увидел - уже после смерти мастера. Но до простых смертных вся эта феерия про новое актуальное средневековье, грязь, ужас, дона Румату и прочее, в итоге так почему-то не дошла. Возможно, это новая форма проката элитарного кино: много говорить о фильме, привлекать знаменитостей к его анализу, восхищаться и рыдать, но ленту не показывать. В самом деле, в мире, где зрелища сменяют друг друга как в калейдоскопе, и назавтра все забывают то, что видели и обсуждали вчера, лучше просто отказаться от демонстрации самого зрелища и сосредоточиться на нагнетании правильной атмосферы. Так для зрителя останется тайна, он запомнит и почувствует больше. В интернете появилась блестящая пародия на рецензии, посвященные последнему фильму Германа. В ней в качестве источника ужаса, грязи и нечеловеческих страданий рассматривалась российская комедия "Горько!", посвященная свадьбе кубаноидов, мечтающих жить как в Европе.

4. Русская SOPA и кибербаррикады Флибусты

Вступил в силу закон о блокировке сайтов с нелицензионным видео, русский аналог американского Stop Online Piracy Act (SOPA). В США его так и не приняли под давлением интернет-сообщеста, но у нас массовых акций протеста по этому поводу не было. Наиболее предприимчивые лицензионщики вроде Сэма Клебанов из "Кино без границ", называющего самого себя важной частью мирового кинематографа (он перепродает копии европейских фильмов на территории РФ), тут же ринулись в суды.

Правообладатели, как и депутаты, похоже, не поняли двух вещей. Во-первых, нельзя запрещать нелицензионные продукты, не предлагая взамен какого-то "пряника". Ни один официальный сайт сегодня не предлагает такого же разнообразия фильмов как rutracker.org, который стал, фактически, образовательной синематекой. Во-вторых, блокировка по IP на уровне местных провайдеров легко обходится в силу самой структуры интернета, т.е. она попросту неэффективна. Радикально настроенный трекер free-torrents.org, известный своей бескомпромиссной позицией в отношении сотрудничества с правообладателями, был заблокирован, но при этом продолжает существовать и развиваться. Элегантное решение заключалось в том, чтобы установить в браузере Chrome надстройку Frigate, которая в автоматическом режиме обходит блокировку через систему прокси. Книжный портал flibusta.net, один из лучших проектов в истории рунета, пошел еще дальше, и до всякой блокировки организовал учения, в ходе которых объяснял пользователям, как настраивать Tor и I2P - системы анонимного и зашифрованного веб-трафика, неподконтрольные российским властям в принципе.

Команда Флибусты повела себя перед угрозой оставить нас без книг просто героически: вместо того, чтобы ныть и сдаваться, они создали непреодолимую для врага-правообладателя систему обороны. Все-таки, для борьбы с пиратством надо будет как-то договариваться с пользователями и давать им что-то взамен, либо вообще запрещать интернет. Уверен, что кинематографист Сэм Клебанов не будет против последнего варианта, лишь бы фарцануть еще парой лишних копий киношек.

5. Dissergate и нация научных воров

Плагиат в диссертациях был обнаружен практически у всех официальных лиц, которые в принципе умеют читать и писать, от националиста Тора и авторитетного социолога Цапка до депутата Бурматова и далее везде. Иногда диссертации списывали целыми семьями или учеными советами. Мы узнали, что ученая степень по социальным наукам в современной России - это обязательная составляющая успеха для общественного деятеля. Причем степень кандидата или доктора наук рассматривается исключительно как ритуал, не требующий присутствия автономного разума исследователя. Гораздо важнее иметь хорошие отношения с диссоветом, принести правильно оформленный текст и автореферат, а также организовать хороший банкет.

Именно организация банкета - главный навык русского ученого-гуманитария сегодня. Вывод: русские остепенились, заодно уничтожив работу тех, у кого они списали диссертацию и кто, предположительно, писал ее сам. Русские стали нацией научных воров. Тут впору писать отдельное исследование (диссертацию?): как и почему мы организованно начали воровать слова и тексты? Ведь если диссертации защищаются, значит это кому-то нужно.

6. Большой театр и маленький гадюшник

Большой театр стал не только символом классического русского искусства, но и местом жестоких коммунальных склок, покушений, воровства, служебного секса и локального сталинизма. В полном соответствии с предсказаниями мастеров постмодернизма высокое смешивается с низким, даже нижайшим, при этом задача всех заинтересованных лиц - сохранять при выполнении своих па на этой скользкой сцене максимально благопристойное выражение лица. Оказалось, что Большой театр в России является такой же проекцией отечественного общества, как и, например, Венская опера - австрийского.

Когда вся страна переживает расцвет криминальной психологии, Филин и Цискаридзе тоже не могут оказаться в стороне. Полезный опыт тут состоит в том, что, разыскивая свою башню из слоновой кости, в которой можно спрятаться от ужасов профанного мира, вы рискуете оказаться в полном дерьме.

7. Запуск GoogleMusic и новая беда аудиофилов

GoogleMusic стала доступна в России, и это очередная революция в способах потребления музыки. Меломанам вообще приходится тяжело: за нашу недолгую жизнь нам много раз приходилось полностью менять привычки, связанные с музыкальными технологиями. Пластинки и магнитная лента, потом кассеты, потом CD и попытка внедрить оптические диски с высокой дискретизацией, mp3, iTunes. Все это каждый раз приходилось покупать заново, что многих приводило в отчаяние. В 2013 году нам, наконец, предложили прервать эту порочную традицию.

GoogleMusic не предлагает вам покупать музыку, система дает вам слушать ее неограниченно на всех своих мобильных и стационарных устройствах примерно за 7 долларов в месяц. По сути, это тот самый пряник для пользователей от правообладателей, упоминавшийся выше. Больше не нужно хранить и накапливать аудиоколлекцию, заботиться о сохранности ваших жестких дисков и синхронизации с плеерами и смартфонами. Собственно, GoogleMusic далеко не первый подобный сервис, в США действуют два главных игрока рынка - Spotify и Rdio, но они недоступны пользователям в России по лицензионным соображениям.

Google первым из крупных музыкальных сервисов повернулся к россиянам лицом и предложил адекватную цену. На этом фоне даже iTunes с его покупкой треков поштучно, словно речь идет о конфетах, которые мы должны будем потом съесть, пока не отобрали, выглядит ужасной архаикой. Революция в потреблении музыки, которая больше не связана с физическим источником звука, имеет и социальную сторону. Музыку слушают сейчас либо фоном, либо в дороге. Это, естественно, приводит в бешеную ярость аудиофила, держащего в руках медный провод к своему ламповому усилителю и кривящегося от сжатого звука.


8. Pussy Riot в тюрьме и лицо России

На весь мир прогремело словосочетание "русская женская колония". Креаклы и хипстеры в нескольких сантиметрах от себя увидели пытки, унижения, непосильный труд, ШИЗО, УДО и голодовки. Раньше мы думали, что ад находится где-то очень далеко и частью нашей жизни не является и являться не может. Но он оказался совсем рядом. Прямо из своего лофта вы можете этапом уйти в Мордовию, где вы будете по 12 часов в сутки работать на старой швейной машинке, а за невыполнение нормы вас перестанут выпускать в туалет и начнут бить. Это повседневная реальность России 2013 года для многих тысяч людей. Алехина и Толоконников в тюрьме сделали так, что об этом теперь известно каждому. И каждый может сделать соответствующие выводы о природе российского общества. Pussy Riot стали нашей "Группой информации о тюрьмах", пробив информационную блокаду в больших, малых и международных СМИ. Тюрьма теперь с нами, и нам нужно с этим что-то делать.

9. Онлайновое образование и геймификация

Запущенный в 2012 году образовательный сайт Coursera.org стал мейнстримом. В нем представлены десятки университетов, включая Высшую школу экономики и Физтех из России, сотни образовательных курсов и миллионы студентов. Онлайновое образование позволяет масштабировать процесс обучения, жителю любого российского районного центра посмотреть на то, как они это делают в Гарварде и сравнить с тем, что можно найти в Оренбурге. Для обучения математике, программированию и количественным методам Coursera уже сейчас подходит почти идеально. С социальными дисциплинами и естественными науками в целом пока сложнее, но и здесь massive open online courses (MOOC) есть чем похвастаться. Наметился поворот в образовании: лучшие университеты и учителя благодаря интернету получат весь рынок планеты, а остальные закроются и уволятся. Самая популярная дисциплина Coursera, на которую записываются сотни тысяч студентов и которая читается сейчас уже в третий раз, посвящена геймификации. Это будущее капитализма и интернета: представить работу, учебу и семейную жизнь в качестве веселой игры, за участие в которой можно получать баллы и "ачивки" (achievements). Тут мы тоже на пороге больших изменений.

10. Тяжко, тяжко, биткоин

Сноуден раскрыл то, о чем мы давно подозревали: Большой брат существует и отчитывается Бараку Обаме. Американская разведка запустила самый амбициозный проект в истории человечества: она собирает и отслеживает всю информацию на планете в режиме реального времени. Известие об этом привело к некоторым международным скандалам, но в целом никто особенно не удивился.

Тем не менее, история Сноудена доказала, что шифропанки, зацикленные на том, как защищать свою информацию и не оставлять следов в интернете, всегда были правы. Самыми модными словами для нас постепенно становится "биткоин" - анонимная крипотовалюта и "прокси" (вроде hidemyass.com) - простой способ добраться до запрещенной в вашей стране информации. А в будущем к ним присоединятся PGP, VPN и защищенная почта.

В авангарде криптообщества будущего пойдут подростки, у которых защита информации связана не с каким-то там абстрактными американскими разведчиками, а с конкретной проблемой - как добиться того, чтобы предки не лезли в твою жизнь. Уже следующее поколение землян будет с детства уметь создавать для себя в интернете две истории: одну публичную про приличных мальчиков и девочек, и вторую, тайную, - полную запрещенных веществ, экстремистской литературы и самой изощренной порнографии.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика