Культурная политика- 2013 была отмечена пересмотром договора между «начальством» и «деятелями культуры».
Культурная политика 2013 г. была отмечена пересмотром договора между "начальством" и "деятелями культуры": министерство культуры стало вести себя как заказчик, предъявляющий претензии к исполнителям и назначающий новое руководство ("прорабов") для качественного исполнения поставленных министерством задач. Такая политика может одобряться или осуждаться, но именно она является итогом этого года.
Результатом ее стала определенная ревизия того, что делается в культуре, своего рода "инвентаризация", которая должна показать, где ресурсы работают, а где стоят без дела. При этом переформатирование культурных институтов не встретило сколь-либо заметного сопротивления: например, фактическое изменение профиля исследовательских учреждений, подчиняющихся Минкультуры, не вызвало никакой реакции в творческой среде: невозможно представить, чтобы перед спектаклем было объявлено о несогласии с сокращениями среди искусствоведов. Кроме того, хотя гуманитарии считают себя обиженными, я не встречал однозначных доказательств того, что скажем, ситуация в Зубовском институте конца 2013 г. чем-то хуже ситуации конца 2011 или 2012 г. Институты эти были созданы или воссозданы Ельциным, и их переформатирование, на мой взгляд - очередное расставание с ельцинской эпохой.
Если говорить о других сферах культурной политики, то медийной идеологией в области культуры стал сформулированный Е. Ямпольской в газете "Культура" принцип новой народности, которая подразумевает, что народ - не субъект вкуса, а субъект морального суждения, и что это моральное суждение и поддерживает планку культуры. Сама эта гипотеза не получила поддержки в верхах, и такие мероприятия, как совещание писателей, показали, что существует запрос именно на "генеалогию таланта", а не на ту "смену элит" по принципу морального отбора, которую провозгласила Ямпольская. Но "генеалогия таланта" была замутнена достиженчеством - и власти, и коммерческие структуры ждут от культуры каких-то великих достижений, не вполне понимая механизмы создания таких достижений, и это приводит ко множеству квипрокво, вроде потомков писателей в качестве их наместников, "гарантов" великих достижений.
Если говорить о региональной культуре, то здесь свертывание ряда проектов из-за централизации и изменения коммерческих условий их осуществления соседствует с созданием новых форматов культурной деятельности на местах: реновацией библиотек, изменением формата региональных фестивалей, смычкой культуры и благотворительности и многим другим.