Воскресные траурные мероприятия в Симферополе, посвященные годовщине депортации крымских татар, вновь поставили вопрос об отношении крымско-татарской диаспоры к новому статусу Крыма в составе России. Обострение отношений части крымско-татарской общины с властями Крыма не вышло за рамки обычных разногласий и большинство представителей этого народа не заинтересованы в конфронтации на территории полуострова. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В воскресенье, 18 мая, участники траурного митинга на окраине Симферополя, посвященного годовщине депортации с полуострова крымских татар, приняли резолюцию, в которой перечисляются первоочередные меры по восстановлению прав крымско- татарского народа. В частности они требуют признания общенационального съезда крымско- татарского народа - курултая - и формируемого им органа национального самоуправления - междлиса. Кроме того, в резолюции говорится о требованиях восстановить исторические названия, измененные после депортации крымско- татарского народа, и принять законы, гарантирующие представительство крымских татар в исполнительных и законодательных органах Республики Крым.
Исполняющий обязанности главы Крыма Сергей Аксенов в распространенном его пресс-службой комментарии заявил, что признание курултая и междлиса крымско-татарского народа может произойти только в случае официальной регистрации этих организаций в соответствии с требованиями российского законодательства. «Только в случае официальной регистрации и прямого желания представителей крымских татар идти навстречу у власти будут основания работать и взаимодействовать с организациями, которые станут легитимными», - сказал и.о. главы Крыма.
По словам Аксенова, «представительство крымских татар и лиц любой другой национальности в органах власти будет осуществляться исключительно на профессиональной основе».
Политолог Владимир Годик полагает, что крымские татары не заинтересованы в острой конфронтации с властями. «Это Киев может позволить себе нагнетать атмосферу противостояния с Россией, а крымские татары непосредственно соприкасаются с российским государством. Большинству татар не нужны конфликты и противостояние, не имеющее никаких перспектив. Идея крымского ханства может быть кому-то и грела душу, но большинству более интересны экономические вопросы», - рассказал он.
По словам Годика, Россия пытается создать альтернативные меджлису центры влияния, отсюда возможно и напряженность в отношениях с ним.
«Меджлис крайне обеспокоен возможной потерей рычагов влияния. Но пока мы не видим радикальных действий – перекрытия дорог и т.д., что случалось ранее в годовщину депортации»
Политолог отмечает правоту Аксенова в том, что в России не предоставляются преференции по национальному признаку. «Этого нет даже в автономных республиках. Включать крымских татар в руководство республики можно по факту, но законодательно это закрепить нельзя», - напоминает он.
По мнению Годика, напряженность в отношении крымских татар к ситуации в Крыму не вышла за рамки даже во время проведения референдума о статусе Республики Крым, трудно представить, что она усилится и в дальнейшем.
Другое мнение у генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова. Он не понимает, зачем надо было запрещать крымским татарам собраться на митинг в центре Симферополя. «Крымские власти сделали большую глупость, и теперь татары будут добиваться национально-территориальной автономии со всеми вытекающими последствиями. Они будут использовать то же самое право наций на самоопределение, которое было использовано Крымом», - сетует он.
Хомякову ситуация представляется крайне серьезной, и он полагает, что в нее пора вмешаться федеральному центру. «И.о. главы Крыма такими вещами может создать Москве головную боль. Аксенову нужно строго указать, чтобы он не занимался тем, в чем не разбирается», - убежден он.
По мнению политолога, угрозами и ультиматумами проблему не решить. «Крымских татар будет поддерживать весь исламский мир. Нужно работать тонко, а не так как это делает и.о. главы Крыма», - считает он.
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Эдуард Попов подчеркивает, что проблеме крымско-татарского народа с первых дней возвращения Крыма в состав Российской Федерации было придано большое значение на самом высоком государственном уровне.
«Чтобы сейчас не говорили в Киеве, за двадцать три года независимости он ничего не сделал для решения этих проблем. Попытки сталкивать лбами Симферополь и Москву, которые предпринимаются меджлисовцами – ни что иное как использование крымских татар киевской хунтой. Киев пытается испортить атмосферу в Крыму и навредить по мелочи», - уверен Попов.
По словам эксперта, попытка обострить ситуацию является хорошей миной при плохой игре.
«С меджлисом готовы вести диалог не только в Симферополе, но и в Москве. Но его нездоровая часть продолжает старые игры. Хотя поезд ушел, и меджлис не владеет монопольным правом на представительство интересов крымско-татарского народа. Это лишь одна из сил»
Попов отвергает обвинения в адрес Аксенова. «Он действует в рамках российского законодательства. Предоставление исключительных прав крымским татарам откроет «ящик Пандоры» в нашем многонациональном государстве», - заключает эксперт.