В Донецкой и Луганской народных республиках состоялись первые в истории этих республик выборы. Избирали глав республик и парламенты государств. Россия признала выборы, Запад и официальный Киев — нет. Эксперты полагают, что выборы повысят легитимность властей республики, но вопрос — увеличится ли стабильность в регионе — остается открытым.
Выборы получились конкурентными. На пост главы ДНР претендовали три кандидата: премьер-министр непризнанной республики Александр Захарченко, депутат Верховного совета ДНР Юрий Сивоконенко и вице-спикер Союзного парламента Новороссии Александр Кофман.
В ЛНР выбор был побольше: баллотировались действующий глава Игорь Плотницкий, руководитель федерации профсоюзов Олег Акимов, министр здравоохранения ЛНР Лариса Айрапетян и предприниматель Виктор Пеннер.
По предварительным данным, действующие лидеры республик побеждают. Победил в результате (по данным экзит-поллов) в ДНР Захарченко — по предварительным данным он набирает 81,37 процента. В ЛНР выборы из-за большого числа желающих проголосовать пришлось продлевать дважды — сначала ЦИК ЛНР продлил их до 22−00, а затем еще на час. По данным ЦИК ЛНР, на выборы пришло более миллиона избирателей, а явка составила почти 70 процентов. На выборах главы ЛНР побеждает действующий лидер провозглашенной республики Игорь Плотницкий, он набирает около 63 процентов, по данным ЦИК республики.
Помимо этого прошли и выборы в народные советы ДНР и ЛНР. В Луганской народной республике на места в парламенте претендовали три организации: «Мир Луганщине» — в нем состоит действующий глава ЛНР Игорь Плотницкий, — по предварительным данным после подсчета примерно трети голосов движение лидирует набирая примерно 70 процентов голосов, «Луганский экономический союз» и «Народный союз». В ДНР на выборы пошли всего две политические силы: «Донецкая республика» (во главе списка Александр Захарченко, вице-премьер Андрей Пургин и бывший лидер ДНР Денис Пушилин) и «Свободный Донбасс» (организация, как считается, близка бывшему народному губернатору Павлу Губареву). Согласно экзит-полу, победу на выборах в Народное собрание ДНР одержало движение «Донецкая республика» с 65 процентами, «Свободный Донбасс» набирает примерно 35 процентов.
Всего в ДНР было открыто более 360 участков, в ЛНР — около ста. Кроме того, избирательные участки были организованы в лагерях беженцев на территории России — в Белгородской, Воронежской и Ростовской областях.
Российский МИД еще за несколько дней до выборов обещал признать выборы в ДНР и ЛНР. Запад ожидаемо придерживался противоположной точки зрения, настаивая на том, что выборы станут дестабилизирующим ситуацию на Украине фактором. Официальный Киев выборы не признал, и теперь от тамошних властей можно ожидать новых нападений на позиции сил ДНР и ЛНР. СБУ уже завела дело по факту выборов (Киев их планировал провести 7 декабря). Впрочем, как отмечает российский МИД, проведение выборов 2 ноября вполне укладывается в рамки, обозначенные в Минских соглашениях. «Проведение упомянутых выборов согласовано в период с 19 октября по 3 ноября. Ссылки на то, что подписанный 16 октября президентом Украины закон об особом порядке самоуправления на указанных территориях установил в качестве даты выборов 7 декабря, противоречат Минским договоренностям. Дата 7 декабря была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке, без какого-либо обсуждения с ополченцами».
Выборы, при этом, прошли в достаточной степени (насколько это вообще возможно для территории, на которой де-факто не прекращалась война) спокойно и прозрачно. У международных наблюдателей нет серьезных нареканий к организации выборов, состоявшихся в ДНР — так оценил в беседе с ТАСС находящийся в Донецке член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод.
«Вопрос, безусловно, не только в признании или непризнании выборов. Вопрос в том, насколько выборы смогут обеспечить легитимность новых властей, и станет на Донбассе хотя бы немного спокойнее. Киев будет вынужден считаться с избранными в ходе сегодняшних выборов властями ДНР и ЛНР, хочет он этого или нет», — поделился с ТАСС политолог, глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, комментируя результаты голосования. «Республики Донбасса готовы на диалог», — так, глава ДНР Александр Захарченко уже заявил, что готов вести переговоры с Киевом.
Центр политического анализа попросил экспертов оценить перспективы властей ДНР и ЛНР, а также степень вероятности стабилизации обстановки на Донбассе.
«Выборы в ДНР и ЛНР будут способствовать формальной легитимации этих образований», — считает политолог Сергей Михеев. Однако, по мысли Михеева, это не приведет к стабилизации ситуации.
«Перевес в силах находится пока на стороне украинской армии, то есть Киева. Партия войны в Киеве все еще очень сильна. Киев эти выборы не признает, а значит, продолжатся обстрелы (они и не прекращаются), провокации и вплоть до возобновления боевых действий», — убежден политолог.
С ним согласен и генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Стабилизации ждать не стоит, поскольку Киев заинтересован в продолжении войны».
«Дело в том, что Запад и, в частности США дает деньги только под выборы и на войну. Выборы в Раду уже прошли — стало быть, один источник дохода для Киева иссяк. Так что единственным способом получить средства от Запада становится продолжение АТО», — поясняет эксперт.
По мнению Мухина, «выборы в любом случае легитимируют власти ДНР и ЛНР, несмотря на позицию Киева». «Собственно для легитимации им достаточно вполне признания Москвы. Абхазия и Южная Осетия тому пример. Они живут практически непризнанные никем, но это никак не мешает им развиваться в экономическом и политическом плане», — говорит эксперт.
Об этом же говорит и заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«Выборы помогут легитимации властей ДНР и ЛНР и самих республик, я полагаю. Конечно, выборы не признают де-юре ни на Западе, ни в Киеве. Но де-факто они будут вынуждены считаться с волеизъявлением граждан», — полагает эксперт.
По мнению Жарихина, выборы будут способствовать и стабилизации ситуации на Донбассе. «Поскольку ситуация с тем, что называется вертикалью власти, до сих пор там была, прямо скажем, непростая, то получив мандат от народа новые власти смогут решить эти проблемы. А ведь это мешало управляемости в республиках. Несомненно, теперь новые власти будут укреплять властную вертикаль», — резюмирует Жарихин.
Михаил Захаров