19 апреля, пятница

Как российские города станут «умными»

06 июня 2013 / 21:36

3-4 июня в Москве прошел форум «Умный город будущего». Мероприятие было посвящено проблемам транспорта, градостроительства, ЖКХ и благоустройства городов. Участниками форума стали специалисты по урбанистике, а также ученые, предприниматели и представители власти. Эксперты уверены, что без развития городской среды нельзя добиться улучшения качества жизни

Улучшение городской среды – это необходимое условие повышения качества жизни и одновременно мощный ресурс экономического роста. Так, Андрей Шаронов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики на  пленарном заседании рассказал о тех выгодах, которые дает мировым столицам статус «крутого» и «модного» города. Несмотря на то, что Франкфурт-на-Майне в качестве финансового центра сопоставим с Лондоном, он все же не может выбиться на первое место в рейтингах «потому что в Лондоне жить круче». По мнению Шаронова, Москва должна более активно привлекать туристов:

«Мы ведем себя достаточно снобистски – вот вам Кремль, вот Третьяковка, Большой театр, Москва-река и т.д., хотя во всем мире в этой индустрии мыслят не объектами, а продуктами. Да, есть Большой театр, есть Кремль, но нет туристического продукта, который должен включать в себя удобный прилет, удобный трансфер, недорогую гостиницу, наличие туалетов». Эксперт: Шаронов Андрей Владимирович

Многие из экспертов отмечали, что слово «город» в названии форума достаточно условно, как и название дисциплины, по ведомству которой проходят обсуждавшиеся на форуме вопросы. Так, в ходе дискуссии о фильме Urbanized автор проекта «Московская велоночь» Сергей Никитин отметил:
«Мы говорим «урбанистика» просто потому, что нам нравится это слово. На самом деле в деревнях и селах те же проблемы».

Порой во время заседания экспертных панелей разворачивались достаточно острые дискуссии. Так, слушатели раскритиковали вице-президента Союза архитекторов России Вячеслава Осипова, уделившего большую часть своего выступления рассказу о некоем новом летательном аппарате, который, по мысли Осипова, должен через несколько десятилетий стать альтернативой автобусам и метро. Впрочем, учитывая тот факт, что речь шла о «городе будущего», некоторый налет научной фантастики не был лишним. Много вопросов возникало к спикерам, которые рассказывали о рабочих местах, создаваемых на базе новых научных, инновационных и творческих кластеров. Ведь зачастую построенные площади так и остаются невостребованными, и в итоге они отдаются под обычные офисы.

Значительную часть выступлений на форуме заняли отчеты региональных лидеров о проделанной работе. Наиболее интересным показался доклад главы города Заречного Пензенской области Вячеслава Гладкова. Городской администрации удалось сделать практически невозможное – популяризовать в молодежной среде книги и службу в армии. Читальные залы библиотеки превратились в круглосуточные культурные центры с посещаемостью до 70 человек за вечер: «Я понял, что инициатива успешна, когда молодые люди стали приносить с собой кружки», - отметил Гладков. Для того же, чтобы поднять престиж армейской службы, администрация заключила соглашения с некоторыми воинскими частями. Условия службы стали настолько привлекательными, что большинство молодых людей вполне искренне стремятся исполнить свой долг перед Родиной.

Много внимания было уделено вопросу брендирования территорий. Здесь высказались как представители городов с уже сложившимся имиджем, например Алексей Шевцов, председатель президиума «Общества друзей Плеса», так и разработчики брендов тех городов, которые только начинают играть в эту игру, например Лев Гордон, работающий над публичным образом Ижевска.

Чьим запросам должен в первую очередь отвечать бренд города - узкой прослойки креативного класса или широких масс горожан (вспомним, как пермяки взбунтовались против проекта Марата Гельмана «Пермь – культурная столица»)? Чем должен быть бренд в первую очередь - инструментом внешнего позиционирования или средством самоидентификации горожан? Не приведет ли излишне интенсивное брендирование регионов к росту сепаратизма? Все эти вопросы живо обсуждались в кругу чиновников, бизнесменов и PR-специалистов. Особый интерес вызвал вопрос о потенциальном бренде Москвы. Участники обсуждения сошлись на том, что ключевой нотой должна стать внезапность, непредсказуемость, оглушительность российской столицы. Тем более, английское слово Moscow графически удачно рифмуется с восклицанием «Wow!»

Красной нитью через все экспертные доклады и дискуссии проходила тема социально-культурного пространства города. Своеобразная модель «хипстерской урбанизации» с акцентом на общественные пространства, ресоциализацию городских сообществ и общую гуманизацию городской среды особенно пристально рассматривалась на двух завершающих секциях форума. Так, гендиректор еженедельника «Большой город» Максим Кашулинский рассказал об акции в поддержку инвалидов-колясочников, которую журнал проводит ежегодно. В ходе мероприятия как инвалиды, так и здоровые люди дружной толпой катаются по городу на инвалидных колясках, пытаясь преодолеть такие препятствия, как, например, Кутузовский проспект, на котором ощущается острый дефицит пешеходных переходов.

Кроме того, Кашулинский представил новый digital-проект издания «Атлас Большого города»: диверсифицированный, интерактивный путеводитель по столице, выполненный на базе 3D-карт. Владислав Крейнин рассказал о новом электронном сервисе Yopolis, позволяющем гражданам оперативно и сообща решать городские вопросы. Здесь можно подписать петицию, рассказать об акции, организовать голосование, привлечь внимание к своей деятельности. Исполнительный директор культурного центра ЗИЛ Елена Мельвиль рассказала о новой жизни возглавляемого ДК. Закрытие завода стало травмой для значительной части жителей Даниловского района, а обновленный дворец культуры своим названием напоминает потомственным работникам предприятия о любимой работе. Парк, библиотека, лекторий, общественный центр и, конечно, тотальный wi-fi делают территорию привлекательной для всех групп граждан, а отнюдь не только для пресловутой модной молодежи.

«Кто-то может пойти в ночной клуб, кто-то в ресторан, а когда ты недавно вышел на пенсию, ты еще чувствуешь, что ты бодр, у тебя сил много, а куда ты пойдешь? Где-нибудь на танцполе будешь выглядеть смешно и глупо. Такие люди могут прийти к нам и очень активно это делают».

Локальные парки, библиотеки, культурные центры действительно представляют собой хрестоматийный пример «третьего места». Помимо пенсионеров и хипстеров они, как правило, пользуются успехом у фрилансеров и удаленных сотрудников, которым сложно собраться и приступить к работе у себя дома. Актуальные тренды мировой урбанистики полноценно отвечают известному запросу Мармеладова на «место, куда можно пойти».

Урбанистика – это не только область гуманитарного знания или хозяйственной практики, но и определенная философия, утверждающая, что многие серьезные проблемы экономики, политики и общества можно решить за счет изменения самой ткани нашей повседневности. Остается надеяться, что пристальный интерес к этому направлению мысли со стороны государства и бизнеса будет способствовать формированию новых стандартов качества жизни в России.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
6 июня / 21:38
Москва должна быть модной, чтобы привлекать креативных людей
Задача властей и правительства Москвы, в частности, состоит в том, чтобы, не убивая экономический потенциал города, работать на качество жизни {Читайте далее}
Шаронов Андрей Владимирович, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики
6 июня / 21:40
Наша задача – сохранить старую аудиторию ДК «ЗИЛ»
Есть определенная мифология, и Даниловский район живет ЗИЛом. Для жителей района трагедия, что завод закрылся и производство остановилось. В каждой семье кто-то поработал на этом заводе в том или ином качестве, а это 90 тыс. человек - аудитория, с которой мы работаем {Читайте далее}
Мельвиль Елена Хасымовна, исполнительный директор Культурного центра ЗИЛ
6 июня / 21:41
Для городов наиболее важно соучастие граждан
На основе интересов жителей городов вполне возможно создастся тот прекрасный новый мир, который мы все хотим увидеть {Читайте далее}
Никитин Сергей Александрович, доцент кафедры проектов в сфере культуры НИУ ВШЭ