25 ноября, понедельник

Москва должна быть модной, чтобы привлекать креативных людей

06 июня 2013 / 21:38
заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики

Задача властей и правительства Москвы, в частности, состоит в том, чтобы, не убивая экономический потенциал города, работать на качество жизни.

Тема урбанистики для Москвы очень важна. Она связывает качество жизни в городе с его инвестиционной привлекательностью, которая, безусловно, является очень серьезным фактором, влияющим на долгосрочную устойчивость того или иного города или региона.

Если пытаться внимательно анализировать позиционирование Москвы в рейтингах, делая поправку на условность, ангажированность, неточность данных, то все равно можно сделать вывод, что Москва рассматривается как весьма перспективный мегаполис. По многим рейтингам Москву можно включить в двадцатку мировых городов, где удобно, интересно и выгодно делать деньги. В то же время Москва ближе к концу первой сотни в списке городов, удобных для жизни.

Это небезобидное противоречие несет в себе долгосрочные риски. Сейчас основными драйверами роста, носителями инноваций являются «граждане мира», которые достаточно легко меняют место жительства, выбирая из двух групп факторов, связанных с деланьем денег и с удобством и безопасностью жизни. Если есть города сопоставимые с Москвой по возможности делать деньги, но гораздо более комфортные, безопасные, зеленые и т.д., то выбор очевиден, и он будет не в пользу Москвы, несмотря на все экономические возможности, которые она предоставляет.

Задача властей и правительства Москвы, в частности, состоит в том чтобы, не убивая экономический потенциал города, работать на качество жизни. В том числе и для того чтобы не уменьшать экономическую привлекательность города. Связи здесь очевидны: вопрос качества жизни может негативно влиять и подавлять привлекательность - носители идей и денег просто проголосуют ногами по поводу места приложения инвестиций и места для жизни, что часто для них совпадает.

Качество жизни – один из факторов, определяющих долгосрочную стратегию. Москва опускается в рейтинге мировых финансовых центров во многом из-за качества жизни. Именно качество жизни является неотъемлемым фактором в оценке международных финансовых центров. Существует два международных финансовых центра: Лондон и Франкфурт. Лондон – традиционный, Франкфурт - молодой, быстрорастущий, агрессивный. Специалисты говорят о том, что у Франкфурта есть определенные преимущества, так как он возник позже. Это касается, например, информационной платформы, программного обеспечения. Я спрашивал, у людей, которые работают на этом рынке: «Почему все-таки Лондон? Несмотря на устаревшее программное обеспечение, более дорогую жизнь и ряд других сложностей?» И люди, которые всю жизнь проработали на этом рынке, отвечают: «Потому что в Лондоне круче жить». То есть, несмотря на то, что с точки зрения узкой финансовой платформы город будет интереснее, преимущество получит тот мегаполис, который по совокупности факторов более привлекательный, более «крутой» для жизни. Так что это тоже задача.

Мы должны сделать Москву не просто удобной и безопасной, мы должны сделать ее модной. Москва должна быть модной, чтобы привлекать креативных людей.

Для любого города важен вопрос источников доходов. В этом смысле Москва чрезвычайно проциклична: если мир быстро растет, мы растем еще быстрее, если мировая экономика падает, мы падаем еще сильнее, потому что 90% наших доходов – это налоговые доходы, среди которых 90% - это налоги на прибыль и на доходы физических лиц, сильно зависящие от экономической конъюнктуры.

Исходя из этого, скажу об одном секторе, который чрезвычайно важен для нас, – это туризм. Это умение делать деньги из воздуха в буквальном смысле слова - из окружающих стен и улиц. Это высокие технологии. И, к сожалению, если говорить о лучших мировых образцах, мы в Москве и в значительной степени в стране, конечно, этим не овладели.

Мы ведем себя достаточно снобистски – вот вам Кремль, вот Третьяковка, Большой театр, Москва-река и т.д., хотя во всем мире в этой индустрии мыслят не объектами, а продуктами. Да, есть Большой театр, есть Кремль, но нет туристического продукта, который должен включать в себя удобный прилет, удобный трансфер, недорогую гостиницу, наличие туалетов.

Мы достаточно ханжески себя ведем, отрицая своими делами тот факт, что человеку время от времени нужно ходить в туалет. Наличие такого "продукта" обеспечило бы Москве и другим регионам достаточно заметный источник доходов и одновременно привело бы к улучшению качества среды, а значит и качества жизни. Если вы начнете красить стены зданий, вдоль которых будут ходить туристы, строить доступные гостиницы, в которые смогут приехать не только иностранные туристы, но и люди из соседних городов, если вы начнете думать об автобусных маршрутах и т.д. – все это приведет к росту уровня жизни и, параллельно, к появлению новых источников доходов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика