Болгария, некогда считавшаяся самой ментально близкой России страной Восточной Европы, в последнее время удивляет своей позицией. София присоединилась к антироссийским санкциям, а ее президент позволяет себе откровенно русофобские выступления в западной печати. Тем не менее, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, считают, что простой болгарский народ продолжает симпатизировать нашей стране, но в условиях засилья олигархических кланов не может реализовать эти симпатии политически.
В начале октября между Москвой и Софией разразился настоящий дипломатический скандал. МИД России был вынужден выступить с комментарием, в котором назвал непозволительными заявления президента Болгарии о России как о «националистическом и агрессивном» государстве.
Соответствующие высказывания президент Болгарии Росен Плевнелиев допустил в интервью германской газете «Франкфуртер альгемайне цайтунг».
В интервью глава Болгарии коснулся и темы газопровода «Южный поток». Плевнелиев признал, что его страна заинтересована в проекте, однако не может допустить, чтобы он строился вразрез с требованиями Европейского союза.
Не добавляет оптимизма в оценке перспективы российско-болгарских взаимоотношений и итоги внеочередных парламентских выборов, состоявшихся 5 октября. Самую крупную фракцию сформирует партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ). Она набрала 32,67 процента голосов избирателей (за нее проголосовали 1 072 491 человек). ГЕРБ получает право первой формировать новое правительства страны.
Руководитель аналитической службы «Ленты.Ру» Максим Жаров отмечает, что одной из причин проведения в этом месяце внеочередных парламентских выборов в Болгарии стал отказ предыдущего состава правительства уступить давлению ЕС в вопросе «Южного потока».
По его словам, особенностью Болгарии является отсутствие пророссийских сил в политической системе страны.
«Этим она отличается от Сербии, где много общественных движений, сотрудничающих с Россией и политических партий пророссийской ориентации», — говорит он.
Жаров объясняет эту ситуацию тем, что Болгария контролируется олигархическими кланами, которые в большей степени ориентированы на ЕС, на получение европейских кредитов и разного рода помощи.
По мнению эксперта, нельзя говорить о том, что болгары меньше любят русских, чем сербы. «Просто в Болгарии политическая система устроена таким образом, что интересы граждан, симпатизирующих России, просто не учитываются», — сетует он.
Жаров полагает, что ситуацию все-таки можно исправить. «Болгары по-прежнему хорошо относятся к России. Но нам самим нужно активнее присутствовать в этой стране, задействовать технологии „мягкой силы“, влиять на политическую жизнь», — убежден он.
Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев сетует на то, что Болгария, которая России в лице Советского Союза обязана гораздо большим, чем Сербия, в отличие от последней однозначно встала на сторону Запада.
«В свое время некоторые болгарские политики выдвинули тезис, который гласил: Болгария может не быть союзником России, но не должна быть врагом России. Нынешним болгарским правительством и нынешней болгарской политической элитой этот принцип, к сожалению, не соблюдается», — говорит он.
Публицист Яков Шустов, проживающий сейчас в Варне, отмечает, что болгарский народ любит русских по традиции и также за щедрость, которая обычно присуща русским туристам. «Да у России в Болгарии есть недоброжелатели в правящих кругах и среди крайне маленькой группы интеллектуалов-антисоветчиков. Но эта нелюбовь стереотипна и питается западной пропагандой времен холодной войны», — подчеркивает он.
В качестве примера позитивного отношения болгар к русским он рассказал, что подарил болгарскому знакомому значок с символикой «Единой России» и он носит теперь его как орден. Продаются в Болгарии и майки с изображением Владимира Путина.
«Ни разу не сталкивался с негативным отношением в адрес русских, наоборот, когда узнают, что я из России, а не из Украины (уточняют), то проявляют искреннее дружелюбие. Хотя особого энтузиазма, конечно, нет», — признает он.
По словам публициста, к «Южному потоку» в Болгарии отношение сложное, поскольку не все еще осознали его выгоды для страны. «Считается, что газопровод будут строить иностранные компании, прежде всего, из ЕС, а болгары останутся в стороне. Среди населения сильно негативное восприятие ЕС, и его возможное участие в „Южного потоке“ снижает привлекательность проекта», — говорит он.
В целом, как отмечает Шустов, в Болгарии не любят своих политиков, а прошлое правительство, считавшееся пророссийским, наломало много дров. Поэтому в отношениях между Россией и Болгарией и возникли трудности после смены власти.
«Причерноморское государство переживает последствия экономического кризиса, пик которого пришелся на 2012 год, но к любым иностранным инвесторам тут относятся настороженно. К сожалению, за постсоветские годы бизнес из России не смог завоевать в Болгарии прочных позиций», — заключает он.
Андрей Тихонов