23 апреля, вторник

Из любви к профессии. «Открытое мнение» в Новосибирске

31 марта 2014 / 20:32

6 апреля в Новосибирске состоятся выборы мэра. За время проведения избирательной кампании губернатор Новосибирской области успел лишиться доверия главы государства, а и.о. главы города, шедший на выборы от партии «Единая Россия» - сойти с дистанции за нарушения выборного законодательства. Когда на высоких виражах предвыборной гонки любая объективность дотла выжигается агитацией, наступает время для группы «Открытое мнение» - социологов, решивших быть неангажированными всерьез. 31 марта сообщество исследователей представит результаты своего пятого проекта в формате open collaborative research.

Быть профессионалом – это, прежде всего, получать деньги за свою работу. Приблизительно здесь заканчивается служение, творчество, игра и вырисовывается тот способ быть солидным, который в индустриальную эпоху связан именно с профессионализмом. Известный парадокс состоит в том, что в ситуации кризиса, фрустраций и угроз интересы профессии зачастую оказываются, гарантированы инициативной деятельностью, не только не оплачиваемой, но сплошь и рядом – затратной. Грубо говоря, если хочешь плотно стоять обеими ногами на почве профессиональной идентификации, иногда кое-что нужно делать бесплатно. Не спрашивай, чем профессия может помочь тебе, спрашивай, чем ты можешь быть полезен профессии.

Каких бы воззрений на политические обстоятельства последних 15 лет мы ни придерживались, сложно отрицать, что сезон 11/12 был удивительным, волшебным временем. Социологи, политологи, пиарщики, журналисты и политические активисты вцепились в так называемое протестное движение мертвой хваткой, и еще на протяжении нескольких лет упорно «хранили верность событию», как выразились бы в модных интеллектуальных кругах. Уже вряд ли когда-нибудь выяснится, что именно произошло (и особенно – не произошло) в те несколько месяцев «славянской весны». Однако тогда многим казалось, что если смотреть пристально – непременно увидишь, что за шестеренки вышли из строя. Если группа критических социологов НИИ Митингов выясняла, «что же происходит с обществом», решительно хватая за рукав зевак и бытовых интеллигентов с проспекта Сахарова, то чуть менее возвышенные социологи-прикладники озаботились вопросом о том, что происходит с социологией. Именно тогда руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин опубликовал в фейсбуке свое обращение к коллегам, с которого началась история группы «Открытое мнение».

Задорин указывал на колоссальное снижение престижа исследований общественного мнения. С одной стороны, дефляция прикладной социологии была связана с отчетливым стремлением дискредитировать институт опросных данных через целенаправленное размывание жанров пропаганды, активизма, журналистской провокации, технологического вброса и социологической экспертизы от лица множества участников политического рынка. С другой - с недостаточно акцентированным кодексом профессиональной этики, благодаря чему изрядное число сомнительных политтехнологических, пиаровских и просто мошеннических контор до сих пор успешно позиционируют себя на рынке в качестве социологических центров.

Вопрос доверия социологическим данным не случайно встал так остро именно на излете 2011 года - как будто под аккомпанемент наивно-искренних ламентаций об украденных голосах. Коль скоро оппонентами власти был взят курс на делегитимацию института выборов, поллстеры вдруг оказывались в одной лодке с Владимиром Чуровым, назначенным «общественным мнением» тогда исчадием ада. Конвергенция политического волюнтаризма лидеров протеста и наивного эгоцентризма хипстерской массовки, так и не сообразившей, что мнений – много, и всякий временами бывает в меньшинстве – довольно отчетливо выражала враждебный тренд по отношению к социологам, социологическим данным и социологической деятельности вообще.

Противовесом этому тренду должна была стать деятельность группы «Открытое мнение» - сообщества исследователей-профессионалов, объединившихся, для того чтобы проводить опросы общественного мнения открыто, инициативно и на собственные деньги (отчасти – на средства от краудфандига). Принципы open collaborative research практически по пунктам отражают все основные претензии к опросам общественного мнения. Исследование не имеет заказчика и проводится исключительно по инициативе социологов, которые в данном случае выступают не как представители тех или иных структур, а как физические лица. Если какой-нибудь опрос удается полностью профинансировать за счет краудфандинга, можно сказать, что заказчиком в буквальном смысле выступает само гражданское общество, заинтересованное в точных и объективных данных.

Как следует из названия формата, его важнейшая характеристика – полная открытость на всех этапах исследования: от составления анкеты до публикации данных. В России практики, связанные с публичностью, развиты особенно слабо. Так, по словам исполнительного директора Института политических исследований Григория Добромелова, даже государственные академические институты, не связанные условиями контракта и не являющиеся носителями коммерческой тайны, а напротив – осуществляющие свои исследования на средства государственного бюджета – никогда не публикуют всего массива первичных данных, предоставляя потребителю интеллектуального продукта полагаться на авторитет экспертов и безупречность процедуры: «Открытое мнение», среди прочего, призвано формировать культуру открытых данных, публичной презентации и публичной работы с массивами», - подчеркивает Добромелов.

Новосибирск – уже пятый проект «Открытого мнения». Начиная с 2011 года, социологи успели поработать на президентских выборах, на кампании в Химках, в Астрахани, Ярославле. Разумеется, шоу за Уральским хребтом не дотягивает до остросюжетного боевика, который месяц приковывающего внимание граждан к Украине, однако, тоже не лишено определенного шарма. Так, отметку в книге рекордов Гиннеса пришлось делать еще до того, как был утвержден состав кандидатов: число желающих зарегистрироваться было беспрецедентным. Прошли далеко не все, однако и 17 фамилий в бюллетене (а особенно в бюллетене, который пытается смоделировать путем перечисления работник колл-центра) было вполне достаточно, чтобы запутать респондентов.

Впрочем, здесь мнения операторов разнятся. Так, генеральный директор ЦМИ «Инфоскан» Анжела Смелова со слов своих интервьюеров передает, что никаких особых технических сложностей здесь не последовало: «Даже до того как мы увидели анкету, нам было ясно, какого рода вопросы будут задаваться (они более-менее стандартны для всех электоральных исследований), представляя себе процесс перечисления списка из 17 фамилий в ходе телефонного интервью, мы ожидали сложностей. Как ни странно, никаких проблем здесь не возникло», - делится опытом социолог.

Разношерстная толпа зарегистрированных кандидатов стала хорошей закуской к основным блюдам кампании, вроде отставки губернатора, ухода и возвращения и.о. мэра Владимира Знаткова или самопожертвования пяти кандидатов в пользу фаворита от оппозиции - коммуниста Анатолия Локтя (тоже с задним ходом). Все это зачастую отражалось на эмоциональном настрое участников опроса. Так, рассуждая о различиях в характере процедуры телефонного опроса между маркетинговыми и политическими исследованиями, генеральный директор компании ЦАИР-Маркетинг Алексей Коннов отмечает: «Если человек готов отвечать, значит, он интересуется политикой, заинтересован в вопросах, и тогда он отвечает достаточно честно, достаточно полно – ну, с некими своими комментариями (не всегда цензурными) в адрес некоторых из кандидатов».

Коль скоро опрос проводится социологами в том числе «для собственного удовольствия», не удивительно, что некоторые его элементы направлены на решение чисто методологических задач, сравнение инструментов и апробацию методик. Так, анкеты, созданные для исследования в Новосибирске, позволяют сопоставить различные шкалы оценки гражданами своего уровня дохода (субъективная и объективная шкала). Обычно при проведении опросов исследовательскими центрами такой возможности не остается, так как дополнительные вопросы повышают стоимость исследования. Был также проведен определенный анализ в области формулировки вопросов: «Мы проверяли, какие формулировки с точки зрения прогноза явки или электоральной активности лучше работают», - поясняет Добромелов. Что касается моделирования результатов выборов, то «Открытое мнение» даже организовало среди экспертов своеобразный конкурс прогнозов. Автор наиболее релевантного документа получит приз.

Остается надеяться, что Новосибирск станет важным пунктом в утверждении формата открытых исследований на российском пространстве, а горожане сумеют распробовать вкус неангажированных данных. Ведь в определенном смысле именно там, где формулируют заказ на объективное, неангажированное социальное знание, зарождается гражданское общество.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
31 марта / 20:35
Мы хотим продвигать в России формат открытых, публичных и независимых исследований
Такой формат называют collaborative open research, он подразумевает совместную, инициативную, неангажированную работу профессионалов {Читайте далее}
Задорин Игорь Вениаминович, руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
31 марта / 20:37
В Новосибирске «Открытое мнение» решало ряд методологических задач
«Открытое мнение» призвано формировать культуру открытых данных, публичной презентации и публичной работы с массивами информации {Читайте далее}
Добромелов Григорий Владимирович, исполнительный директор Института прикладных политических исследований
31 марта / 20:38
Новосибирцы показали высокую степень вовлеченности в политику
Новосибирцы хотят мэра-крепкого хозяйственника, а не политика {Читайте далее}
Смелова Анжела Владимировна, генеральный директор ЦМИ «Инфоскан»
31 марта / 20:40
Новосибирцы – адекватные и контактные люди
В политических исследованиях доля отказов, как правило, выше, чем в неполитических {Читайте далее}
Коннов Алексей Юрьевич, генеральный директор компании ЦАИР-Маркетинг