Такой формат называют collaborative open research, он подразумевает совместную, инициативную, неангажированную работу профессионалов.
Проект «Открытое мнение» возник во время президентских выборов 2012 года. Идея заключалась в том, что в ситуации массового недоверия к социологическим данным, социологическим исследованиям, профессиональное сообщество должно сделать что-то для того, чтобы это доверие восстановить. В частности оно должно как-то ответить на две главные претензии, которые предъявляются социологам, особенно во время избирательных кампаний. Претензия первая – в ангажированности. Вторая – в закрытости технологического процесса исследования, которая для обывателя в силу непонимания является синонимом манипулятивности: если мы не знаем, как это делается, значит, они как-то хитрят и «химичат». Поэтому было предложено сделать исследование, которое бы характеризовалось двумя качествами. Во-первых, было бы принципиально неангажированным, инициативным, то есть не имело бы заказчика, а проводилось бы социологами на свои собственные средства или на средства близких коллег. Во-вторых, весь технологический цикл должен быть открыт от начала до конца, включая и первичные данные.
Тогда подобное исследование было реализовано впервые. Была создана группа в фейсбуке, в которую вошло довольно много коллег и их друзей, публично создавалась анкета, шли дискуссии, обсуждения. Было задействовано пять колл-центров по всей стране, в некоторых из них мы установили web-камеры раньше, чем ЦИК установил их в избиркомах. Любой желающий мог убедиться: да, опрос действительно по-настоящему идет, интервьюеры задают вопросы респондентам. Мы выложили первичный массив данных в открытый доступ, чего практически никто не делал в ходе электоральных исследований. Каждый мог сам поработать с этим массивом и увидеть, как был получен итоговый результат. Кроме того, был организован сбор средств. Фактически я просто объявил номер своей банковской карточки и счета на Яндекс-деньги, и туда что-то насыпалось от друзей и знакомых. Полностью исследование мы не окупили, но на большую часть собрали.
Такой формат называют collaborative open research, он подразумевает совместную, инициативную, неангажированную работу профессионалов. Позднее этот формат был нами реализован в Астрахани и в Химках. Причем в Химках мы также организовали систему краудфандинга. Идея состояла в том, чтобы впервые в России заказчиком электорального исследования выступало само гражданское общество, непосредственно избиратели, заинтересованные в честном и независимом предвыборном исследовании.
Проект в Новосибирске продолжает практику исследований такого типа. Мы по-прежнему хотим продвигать в России этот формат исследований: открытых, публичных и независимых. Из числа участников нашего сообщества сформирована рабочая группа, разработана анкета опроса, которая выложена в сети, представлена схема выборки и другой инструментарий. Также работает и краудфандинг (платформа Planeta.ru). Правда, здесь нам элементарно не хватает информационной поддержки. Я полагаю, что многие новосибирцы, возможно, не пожалели бы 300-500 рублей чтобы помочь инициативе, но просто не знают о такой возможности. Мы все-таки социологи и не можем быть специалистами во всех областях сразу, поэтому в том, что касается promotion, мы, к сожалению, «пролетаем».
Специфика кампании в Новосибирске состоит в том, что там беспрецедентно много кандидатов. Это означает возможность большого количества исследований. Команды разных кандидатов проводят свои работы. Исследований, в общем, довольно много, просто в основном они все закрытые, избирателю в лучшем случае преподносятся только выжимки из результатов, как правило, рейтинги предпочтения кандидатов. Мы же хотим существенно расширить представляемый материал. И не только за счет представления первичных данных, что по-прежнему никто кроме нас на этих выборах не делает. Опросы в формате «Открытое мнение» - это каждый раз инициативный проект, и нам самим все время хочется добавить что-то новое хотя бы из профессионального интереса. В данном случае исследование будет дополнено небольшим экспертным опросом на тему итогов выборов, то есть своеобразным конкурсом предвыборных прогнозов среди экспертов. На основе данных опроса населения и на основе данных опроса экспертов мы хотим сделать некий комплексный прогноз.
Предварительные данные исследования будут представлены 31 марта на пресс-конференции в Торгово-промышленной палате Новосибирска.