22 ноября, пятница

Новосибирцы – адекватные и контактные люди

31 марта 2014 / 20:40
генеральный директор компании ЦАИР-Маркетинг

В политических исследованиях доля отказов, как правило, выше, чем в неполитических.

Никаких особых отличий опрос «Открытого мнения» с точки зрения технологии проведения не имел. Это стандартный предвыборный опрос. Разве что методика отбора респондентов была своеобразна. Когда звонок шел на мобильный телефон, мы опрашивали тех, кто взял трубку. В случае звонка на мобильный, тот, кто брал трубку, должен был перечислить весь состав семьи, для того чтобы мы выбрали нужного человека для опроса. Это, скажем так, слегка напрягало респондентов.

Ну и вторая особенность – огромное количество кандидатов, зарегистрированных в качестве участников гонки. Это тоже было не очень удобно с точки зрения проведения опроса, тем более – телефонного опроса. Хотя, в конечном счете, для нас это тоже не составило особой проблемы. Так что с точки зрения исполнения здесь нет ничего особенного. Это обычный электоральный опрос, единственное, сделанный довольно своеобразным способом, а именно – практически бесплатно.

Делились ли с Вами впечатлениями интервьюеры?

Я еду на конференцию в Новосибирск, и потому вчера и сегодня специально пообщался с интервьюерами. По их ощущениям: вполне адекватные, контактные люди. Не сказать, что хуже, чем на остальных опросах. Да, процент достижимости достаточно низок – энная часть отказывается. Но если отказываются, то отказываются сразу, а если соглашаются на разговор, то дальше в процессе интервью проблем уже не возникает. Все-таки это политический опрос. А мы ведь сразу сообщаем собеседнику тему исследования. Поэтому если люди в принципе не хотят говорить о политике, они бросают трубку. Если же человек изначально настроен позитивно, то он готов добросовестно отвечать на все вопросы анкеты.

Высокий процент отказов – это характерная особенность политических опросов вообще в сравнении, скажем, с маркетинговыми исследованиями?

В политических исследованиях доля отказов, как правило, выше, чем в неполитических. Кто-то просто не интересуется политикой, кто-то говорит, что не пойдет голосовать, а потому отвечать на вопросы не будет или сообщают традиционное «политика нас достала!» и тоже отказываются от разговора. С одной стороны, «продуктовые» опросы менее напряжны. С другой стороны, политические опросы более точны и более понятны, например, для интервьюера. Ведь если человек готов отвечать, значит, он интересуется политикой, заинтересован в вопросах, и тогда он отвечает достаточно честно, достаточно полно – ну, с некими своими комментариями (не всегда цензурными) в адрес некоторых из кандидатов.

Отставка губернатора, снятие с выборов и.о. мэра и другие события, на фоне которых разворачивалась кампания, как-то повлияли на поведение респондентов в ходе опроса?

Как я понимаю, нет. Новости влияли лишь в том смысле, что один кандидат снялся непосредственно во время опроса, и у респондентов возникало недоумение: «Зачем вы нам его имя зачитываете, ведь его уже сняли с предвыборной гонки?» А сам опрос прошел до всех этих событий. Он ведь длился всего три дня. Так что на сами цифры новости ни коим образом не повлияли. Все это произошло уже после того, как материал был собран.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика