Положение российской экономики в 2013 году сложно назвать блестящим. С этим соглашались и власти, и крупнейшие рейтинговые центры, снижавшие прогноз роста российской экономики. О главных рисках российской экономики в 2014 году, способных повлиять на выполнение социальных мандатов, о возможном банковском кризисе, рассказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Несмотря на не самую радужную картину в экономике, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, считают, что государство сумеет выполнить свои социальные обязательства. Вместе с тем они указывают на два проблемных фактора – банковский сектор и ситуацию в моногородах.
Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, делая прогноз на 2014 год, говорит о том, что «общий макроэкономический фон будет умеренно стабилен». «Да, снижение происходит, но это внешние факторы, от них никуда далеко не уйти», - заметил он.
По словам Абзалова, «Россия позитивно переживет следующий год, в отличие, например, от Бразилии, Турции, Индии, которые серьезно зависят от внешнего финансирования».
«В следующем году, как планируется, не будут открыты ряд международных программ, в результате это приведет к серьезному сокращению финансирования развивающихся рынков, - пояснил он. Но страны, которые имеют собственное производство, особенно сырьевое, могут от этого несколько защититься. И как не парадоксально наша зависимость от нефти и газа станет нашей защитой».
«Наиболее выигрышными будут отрасли, связанные с инфраструктурным строительством, со страховым бизнесом, с сегментами, связанными с добычей. Поэтому можно говорить, что стабильность здесь будет присутствовать».
«Что касается социальных обязательств, то российский бюджет сверстан, - подчеркнул Абзалов. - Он сверстан по среднему сегменту, по медиане, но у нас есть запасы. Они присутствуют в рамках Фонда национального благосостояния (ФНБ). Я напомню, что 60% средств ФНБ вложены во внешние активы, а нам можно использовать на внутреннем рынке только 40%. Есть Резервный фонд с достаточно большими объемами средств. Поэтому ожидать фундаментального падения с колоссальным секвестром бюджета, скорее всего, не стоит. Но более рациональное расходование средств и повышение государственной эффективности для сохранения тех обязательств, которые взял на себя кабмин, будет присутствовать».
Основной возможный удар, по словам Абзалова, придется по российским моногородам, особенно со специализацией в металлургии и химии. «Это обусловлено внешним контуром, - пояснил он. - В мире наблюдается падение спроса по этим направлениям. Об этом говорят котировки. Другое дело, что наше государство выделило порядка 330 млрд рублей на стимулирование занятости в моногородах. Поэтому в каких-то случаях неприятные моменты можно будет купировать».
С тем, что моногорода являются проблемным вопросом, соглашается и заместитель директора Института «Центр развития» НИУ Высшая школа экономики Валерий Миронов.
«В следующем году ситуация может быть тревожной в моногородах, особенно в тех, где сосредоточенно металлургическое производство»
Нужно, по мнению Миронова, также вести речь о зарплатах бюджетников. «В 2013 году они выросли на 10%, - напомнил эксперт. - Это повышение было предусмотрено согласно одному из положений «майских» указов главы государства, во многих регионах зарплаты учителей и врачей были подняты до уровня средней по экономике субъекта РФ. Частный сектор также был вынужден поднимать зарплаты, чтобы не произошел переток кадров в бюджетную сферу. В 2014 году многим бюджетникам повышение зарплат было заморожено, кому-то повышать ее все же будут. По оценке Минэкономразвития, зарплаты в бюджетной сфере всего лишь на 3%. Соответственно, частный сектор тоже не будет сильно повышать зарплаты».
«Уже много лет в России зарплата растет быстрее темпов роста производительности труда, что, в общем-то вызывает несбалансированность, рост удельных издержек, снижение прибыли, рентабельности, - подчеркивает Миронов. - Это один из факторов снижения инвестиций в экономику в этом году. Поэтому одно из проявлений этого в экономике – снижение роста зарплат».
Миронов также считает, что социальные обязательства будут выполнены. «Даже если будет какой-то кризис, который потенциально может произойти из-за ситуации в банковском секторе, то все равно у государства есть резервный фонд, за счет которого все социальные мандаты будут выполняться», - уверен он.
«Что касается простых россиян, то они могут пострадать, как это мы уже видели, при закрытии банков, - заметил Миронов. - Да, гарантированные государством 700 тысяч рублей они получат, но у некоторых, к примеру, мелких предпринимателей на счетах лежат 3-4 млн рублей. Они не богачи, они заработали эти деньги свои трудом, но все же они гипотетически могут стать жертвами. Им нужно подумать над этим, поскольку ЦБ говорит о том, что будет продолжать процесс санации банковской системы».
В свою очередь, говоря о банках, заместитель директора Института инновационной экономики Финансового университета при правительстве РФ Андрей Нещадин отмечает, что «российская банковская система достаточно стабильна и больших потрясений в ней в следующем году ждать не стоит».
«Вся проблема в том, что у нас перекредитован сельскохозяйственный сектор, - пояснил Нещадин. - Вторая проблема – большие задолженности у населения по потребительским и другим кредитам. Поэтому, не самые сильные банки, те, которые неправильно распоряжались своими плохими активами, могут быть под угрозой. Но крупных проблемных банков, которые могли бы резко повлиять на ситуации на банковском рынке, у нас нет. То есть, если взять объемы средств государственных банков – Сбербанк, ВТБ, ВЭБ – это львиная доля банковских активов страны. А для небольших банков, да, угроза будет, но как мы с вами видели, пока государство выполняет свои обязательства в части выплат вкладов».
«Если мы говорим о физических лицах, то не нужно хранить все яйца в одной корзине»
Рассуждают эксперты и об общих экономических итогах года.
По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, в газовой сфере главный итог года - это решение по Украине и переговоры России и ЕС. «К сожалению, на данный момент эти переговоры не слишком плодотворны, на них накладываются разногласия между Россией и евробюрократами не только по вопросам поставки газа, но и по политическим вопросам, - заметил эксперт. Все это вместе создает ощущение недоверия между игроками и заставляет и Россию, и Европу искать новых партнеров. В частности, Россия заключает договоры с Китаем, а Европа переориентируется на арабские страны».
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский констатирует, что «в 2013 году было очевидно замедление темпов развития экономики в виде снижения промышленного роста и инвестиционной активности».
«Однако я далек от апокалипсических прогнозов либеральных экономистов, практически единодушно предрекающих новый кризис, - подчеркнул он.
«Кризис - это снижение доходов населения, уменьшение заработной платы, рост инфляции, ослабление национальной валюты и безработица. Ничего подобного в уходящем году не было даже близко».
«Мы привыкли рассматривать экономическую составляющую нашей жизни через призму макроэкономических показателей, которые на нее влияния не имеют, - уточнил Кричевский. - К слову, инвестиции могут, снижаясь, переформатироваться. Это циклические процессы, и завтра вполне возможно инвестиции будут расти - предпринимателю в любом случае надо вкладывать деньги в развитие, иначе он просто не выживет на рынке».
«Поводов для апокалипсических прогнозов на будущий год я не вижу, но в то же время может продолжиться тенденция к замедлению роста, - отметил Кричевский. - Государство должно задуматься о фундаментальной модернизации экономики. Я не сторонник либеральных идей относительно оптимизации и экономии на социальной сфере, я считаю, что экономика должна работать на людей, а не наоборот, но выйти за рамки сегодняшнего инерционного развития нам необходимо».