27 мая, понедельник

Фронтовые мотивы Послания

12 мая 2014 / 22:48

Послание Федеральному собранию президента Владимира Путина интерпретируют как, прежде всего, послание экономическое и социальное. По этому поводу у некоторых наблюдателей даже возникло ощущение, что внутриполитической проблематики в выступлении российского президента и вовсе не было. Но есть нюанс: примерно десяток тезисов путинского Послания являются, по сути, предложениями Общероссийского народного фронта — то есть стали результатом взаимодействия власти и общества.

Послание президента от 4 декабря остается новостью номер один в российской повестке дня. Выпуски федеральных газет едва ли не на половину состоят из статей, посвященных Посланию, множатся комментарии в интернете и колумнисты разных идеологических взглядов продолжают рефлексию, пытаясь осмыслить то, что пытался донести Путин. Большинство наблюдателей выделяют три крупных блока в Послании: внешнеполитический, экономический (с инициативами по смягчению режима проверок и налоговыми месседжами президента) и социальный.

На этом основании некоторые комментаторы посчитали, что внутренняя политикаосталась за бортом Послания — не шло речи о партиях, не было разговора про выборы и знаковых инициатив по перекраиванию политического ландшафта страны. Впрочем, тут есть вполне понятное объяснение и обоснование, которое еще накануне Послания давали эксперты: политическая система в целом сложилась в предыдущие три года, потому менять что-то, всерьез трансформировать политическую конфигурацию — это значит проводить изменения ради изменений.

Один из центральных месседжей президента бизнесу был таков: мораторий на принятие новых налогов необходим, чтобы бизнесмены могли быть уверены, что правила игры радикально не изменятся в ближайшие несколько лет. Та же в целом ситуация и на «политическом рынке». Последняя политическая реформа 2011−2012 года с возвращением выборов губернаторов, упрощением регистрации партий и, как следствие, резким ростом их числа, возвращением выборов по одномандатным округам и так далее была весьма масштабной. Практически три последних года новая система дорабатывалась, в нее вносились изменения, проводилась «точечная настройка». Теперь этот этап закончен, и политическая система в целом отвечает вызовам времени и запросам общества. Так что ожидать в этой сфере радикальных изменений и не стоило.

Однако неверно было бы думать, что отсутствие в Послании заявок на институциональные или процедурные преобразования в сфере внутренней политики означает отсутствие самой внутренней политики (как это поспешили сделать некоторые оппозиционеры). Политическая повестка угадывалась буквально во всех социальных месседжах президента. А под конец Послания Владимир Путин прямо попросил ОНФ: «прошу Общероссийский народный фронт совместно с общественными объединениями взять на себя сопровождение преобразований в социальной сфере». ОНФ, надо сказать, вполне политическая структура, хотя партией и не является. Таким образом, упоминание президента упоминание президента знаковое и далеко неслучайное.

В России внутренняя политика понимается зачастую слишком узко: как меняющие друг друга политические реформы и преобразования, кадровая политика и выборы. Меж тем, настоящее содержание внутренней политики этим не ограничивается: сюда относится и взаимодействия власти и общества, и социальное развитие, и многое другое. В Послании Путина эти темы проходили, скорее, по социальному (и в чуть меньшей степени по экономическому — например, в части поддержки малого и среднего бизнеса) блоку. Но нет никаких сомнений в том, что это темы вполне политические или, по крайней мере, имеющие к политике прямое отношение.

Вообще же значительная часть выдвинутых президентом в Послании инициатив обсуждались на площадках того же Народного фронта — например, на недавнем «Форуме действия», участие в котором принимал и сам президент. «Фронтовики», таким образом, довели до президента довольно много инициатив по основным направлениям их работы в последние годы, а президент включил их в текст Послания. То есть: произошла коммуникация власти и общества, президента и ОНФ. А это, повторимся, и есть политика. Эксперты оценили, какие из тем Послания Путина появились в результате этого плотного взаимодействия, которое имело место на протяжении последних лет.

«Экономическая часть Послания содержала предложения, которые были озвучены на одной из секций „Форума действий“ ОНФ. Общий смысл сводился к тому, чтобы максимально облегчить условия для бизнеса вообще, а в основном для малого и среднего бизнеса. На прошедшей встрече с правозащитниками, где присутствовал и бизнес-омбудсмен Титов, президент повторил этот тезис», — говорит заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.

«Мораторий на принятие новых налогов на 4 года, налоговые каникулы на 2 года для начинающих бизнес с нуля, четкая процедура проверок — все то, о чем говорил президент — предлагалось и на форуме ОНФ», — продолжает эксперт. Эксперт: Поляков Леонид Владимирович

По словам Полякова, смысл экономической части Послания заключался в вопросе о защите и поддержке суверенитета России в экономическом плане, и вклад ОНФ был заметен. «Кстати, на секции ОНФ шла речь и о том, что закупки госкопораций и крупных госкомпаний должны проводиться и у предприятий малого и среднего бизнеса. Это означает, что за счет прямой связи с президентом те реальные проблемы, которые находит ОНФ, могут эффективно решаться и не оставаться только на словах», — убежден политолог.

Как напоминает Поляков, президент говорил, что это не всегда просто: решение зачастую тонет в бумагах, бюрократической волоките. «Это другая сторона медали — качество работы государства, ведь бизнес работает не в безвоздушной среде. Об этом тоже довольно много говорили на „Форуме действий“ и об этом, как мне кажется, довольно четко сказал президент в своем Послании. Это показывает, что президент готов прилагать все усилия на уровне своей администрации и при взаимодействии с правительством для того, чтобы решать конкретные проблемы, обозначаемые Народным фронтом», — резюмирует Поляков.

«Один из основных тезисов Послания — налоговый мораторий на четыре года также был сформулирован в рамках обсуждения на форуме ОНФ. Широко обсуждались ОНФ и предложения по допуску предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний, квоты для малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний», — согласен с Поляковым директор по исследованиям Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александр Пожалов. Эксперт: Пожалов Александр Алексеевич

Кроме того, как говорит политолог, «в Послании основной упор был сделан на экономику, а проблемы импортозамещения и источники внутреннего роста были темой одной из специальных площадок ОНФ».

«Президент обратил внимание в Послании на общественный контроль за государственными расходами, а это тема, которой в последний год довольно плодотворно занимается „Народный фронт“. Более того, те негативные примеры, которые президент привел в своем Послании, также были найдены активистами ОНФ — так что вклад ОНФ в решение этих проблем был существенным», — уверен Пожалов.

Еще одним предложением «Народного фронта» в Послании стала, по словам Пожалова, идея единого техкзаказчика, а также идея создания объектов по типовым проектам — все эти предложения звучали на площадках «Народного фронта».

«Поддержка социальных НКО — тоже обсуждалась в рамках ОНФ. Как равные возможности для оказания социальных услуг гражданам как со стороны учреждений государственного сектора, так и со стороны некоммерческих организаций. Прозвучало из уст президента и прямое указание на то, что ОНФ должен подключиться к контролю эффективности государственных расходов в социальной сфере», — напоминает эксперт.

«Это те направления, которые „Народный фронт“ плотно разрабатывал на протяжении последнего года при взаимодействии с НКО, с гражданскими активистами. Таким образом, можно сказать, что вклад ОНФ в Послание был заметен, как и вклад Общественной палаты, и бизнес-ассоциаций, с которыми президент встречался в последний месяц перед оглашением Послания», — подводит итог Пожалов.

А по мнению президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, которое он высказал на круглом столе Центра политического анализа в пятницу, 5 декабря в ТАСС, почти все положения Послания президента основываются на инициативах «Народного фронта». И, в первую очередь, экономические тезисы Послания.

«Сделана ставка на государственную поддержку при частной инициативе. Основной тренд послания — создание долгосрочных правил для бизнеса», — считает Абзалов. Эксперт: Абзалов Дмитрий Габитович

Михаил Захаров

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
12 мая / 22:53
Экономическая часть Послания содержала предложения, которые были озвучены на форуме ОНФ
Вклад ОНФ в Послание был весьма заметен {Читайте далее}
Поляков Леонид Владимирович, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики
12 мая / 22:54
Последний год ОНФ плодотворно занимается Общественным контролем над госрасходами
ОНФ должен подключиться к контролю эффективности государственных расходов в социальной сфере {Читайте далее}
Пожалов Александр Алексеевич, политолог, директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ
12 мая / 22:58
Почти все положения Послания президента основываются на инициативах «Народного фронта»
Основной тренд послания — создание долгосрочных правил для бизнеса {Читайте далее}
Абзалов Дмитрий Габитович, президент Центра стратегических коммуникаций
тэги
читайте также