Нижняя палата российского парламента в очередной раз перенесла рассмотрение поправок в закон о выборах в Государственную думу, предполагающие возвращение к смешанной системе. Эксперты объясняют, в чем причина очередной задержки
Нижняя палата российского парламента никак не решится приступить к рассмотрению поправок к базовому закону о выборах депутатов Госдумы. По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, принято решение о продлении срока предоставления поправок до 1 октября текущего года. Это уже второй перенос даты. Для Госдумы VI созыва, привыкшей работать оперативно, это непривычна практика. Тем не менее, и члены профильного комитета нижней палаты и опрошенные ТАСС-Аналитика эксперты призывают не искать здесь ненужной конспирологии. Задержка связана с рутиной, желанием дождаться сентябрьских выборов, а также с отсутствием острой необходимости в поспешном принятии документа.
Напомним, весной 2013 года президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы закон, который, отчасти, возвращает систему выборов нижней палаты, действовавшую до 2004 года. 225 из 450 депутатов избираются по партийным спискам, а остальные - по одномандатным округам. Новый документ не позволяет партиям объединяться в предвыборные блоки, выдвигать общие списки, а также отсутствует графа «против всех». При этом пониженный проходной барьер в 5% остается (эта норма была введена ранее, но так и не успела использоваться на практике).
В первом чтении документ был рассмотрен 16 апреля. Второе чтение было запланировано сначала на май, затем перенесено на июнь. Но и эта дата депутатов не устроила. Они по-прежнему не готовы рассматривать правки в президентский законопроект. 19 июня Сергей Нарышкин на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым заявил, что документ оставят в покое до осенней сессии, то есть до 1 октября. В детали, почему законопроект опять откладывается, он не вдавался, увязав задержку лишь с продолжающимся лавинообразным процессом регистрации новых партий. По словам Коновалова, на сегодняшний день в России действует уже 71 партия, и еще 150 оргкомитетов претендуют на «лицензию» Минюста.
Ранее отложить рассмотрение поправок просили думские оппозиционные партии. На майской встрече с Владимиром Путиным руководство КПРФ и «Справедливой России» пожаловалось на то, что новые партии, которые не имеют реальной поддержки, будут лишь «пиариться» на федеральных выборах. Либо и вовсе создаваться только как «спойлеры» старых известных партий, в расчете оттянуть голоса запутавшихся избирателей. Именно парламентская оппозиция настаивает на введении своегобразного «фильтра» на федеральных выборах для новых партий. Пока озвучивался такой вариант: чтобы выдвинуть список партия должна будет иметь хотя бы по одному своему депутату в законодательных собраниях пяти субъектов страны, либо по одному местному депутату в 18 муниципальных образованиях. Это должно было, по мнению инициативной группы депутатов, отсеять очевидных шарлатанов.
Президент определенно на этот счет не высказывался.
«Мне кажется, не нужно делать никаких искусственных фильтров. Они (малые партии) и так никуда не пройдут, если не докажут своей эффективности», - с одной стороны заявил он. Но с другой признал, что «портянки огромные», то есть крайне длинные избирательные бюллетени - это проблема. По словам участников закрытой части той встречи, Путин призвал депутатов «придумать, как корректными нормами привести это к здравому виду».
Также больным вопросом остается тема партийных блоков. С одной стороны, блокирование партий отчасти решает проблему огромных избирательных бюллетеней, т.к. часть партий объединится. Кроме того, для малых партий это крайне полезная норма, которая технологически позволит им объединяться в коалиции, например, либеральных сил. В глазах избирателей такой блок, конечно, будет выглядеть солиднее. Однако есть и минусы, ведь на деле, блок является весьма эфемерным образованием, т.к. никто не сможет обязать депутатов от разных партий уже внутри Госдумы подчиняться внутриблоковой дисциплине. Владимир Путин по поводу этого пункта также четко не высказался. Еще в декабре 2012 года, в своем Послании Федеральному собранию он предложил «подумать над этим вопросом». Видимо, пока внятных предложений нет. Из парламентских партий блоки открыто поддерживают лишь эсеры. Правящая партия «Единая Россия» и такой оппозиционный гигант как КПРФ в разрешении блоков не заинтересованы – они считают блоки угрозой своему статусу. Осторожно высказывалась идея, если уж вводить блоки, то тогда повышать для них проходной барьер, например, до 10%.
Свои коррективы внесла регистрация в качестве общественного движения Общероссийского народного фронта (ОНФ), который возглавил лично Путин. В связи с этим ряд политиков высказали гипотезу, что для этого непартийного, а значит и не имеющего право участвовать в федеральных выборах объединения, потребуется возможность собирать в блоки из сразу нескольких лояльных партий, которые и будут представлять ОНФ на выборах. Однако это лишь гипотеза.
Впрочем, депутаты и политологи ничего загадочного в задержке рассмотрения документа не видят. В частности, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции ЛДПР Сергей Иванов заявил ТАСС-Аналитика, что никаких подводных камней тут нет.
«На заседании комитета было принято решение перенести рассмотрение поправок до осенних выборов, которые пройдут во второе воскресенье сентября. Уже много новых партий зарегистрировано, нужно посмотреть, сколько из них примут участие в выборах и насколько успешно. На основании этого можно будет корректировать законопроект»
При этом связи с колебанием власти по поводу ОНФ Иванов не видит. По его словам, «Фронт» не трудно в любой момент превратить в партию и участвовать в выборах напрямую.
Сдержанно высказался и первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков. Он связывает отсрочку с «очень напряженным графиком Думы» и при этом необходимостью тщательно выверить все детали законопроекта.
«Все в рамках рабочего процесса, обсуждения, дискуссии. Учитываются мнения всех заинтересованных сторон»
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков связывает перенос даты внесения поправок с продолжающейся дискуссией по поводу того, вводить или нет фильтр для малых партий.
«Как поступить с участием новых партий в выборах? Должны ли они каким-то особым образом получать допуск к выборам? Например, собирать подписи, вносить денежный залог. Или, например, использовать время до 2016 года и на региональных и местных выборах набрать какой-то «минимум» - получить в муниципальных собраниях, городских думах как минимум пять фракций и тогда это будет прямой допуск к участию в думской кампании.Пока по этому вопросу идут дебаты»
Целый комплекс причин называет заместитель исполнительного директора Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александр Пожалов. Прежде всего, по его словам, Госдуме нет необходимости торопиться с законом, т.к. применить его можно будет лишь в конце 2016 года.
«С этой точки зрения – полугодом раньше или позже будет принят закон – не столь важно»
При этом полутора месяцев со дня встречи фракций с Путиным, где обсуждался вопрос фильтра, – это слишком мало для создания работоспособной модели, говорит Пожалов. Кроме того, не за горами региональные выборы 8 сентября, по итогам которых будет проще моделировать документ.
Напомним, что в середине 2000-х по инициативе Владимира Путина смешанная система выборов Госдумы была устранена ради укрепления партийной системы. Начиная с 2007 года нижняя палата избиралась исключительно по партийным спискам (Госдума V и VI созывов). К концу 2000-х в Госдуме сложилась «большая четверка» партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР, которые вобрали в себя многие другие партии. Возвращение к смешанной системе укладывается в общий курс демократизации политической системы, который был инициирован в 2010-е годы.