Гораздо важнее детально обсудить те или иные нормы, которые будут в него вводится, чтобы впоследствии не пришлось этот закон корректировать.
Столь долгую работу над поправками ко второму чтению законопроекта можно объяснить тем, что у федеральной власти сейчас нет необходимости принимать в сверхсжатые сроки новую редакцию закона о выборах депутатов Госдумы, ведь до плановых выборов в нижнюю палату остается еще немало времени. Понятно, что вопрос о досрочных выборах в парламент сегодня не рассматривается, он находился лишь в повестке дня у оппозиции.
С этой точки зрения – полугодом раньше или позже будет принят закон – не столь важно. Вместе с тем, гораздо важнее детально обсудить те или иные нормы, которые будут в него вводится, чтобы впоследствии не пришлось этот закон корректировать.
Второй важный момент. 15 мая состоялась встреча президента России Владимира Путина с представителями парламентских партий, на которой лидеры оппозиционных парламентских фракций ставили вопрос о том, чтобы ввести некие квалификационные требования для малых партий, чтобы ограничить их допуск к участию в думской выборной кампании. Тогда же президентом и была санкционированная эта работа над законопроектом. Собственно, для разработки этого сюжета, чтобы закон принять уже в эту сессию, оставалось буквально 1,5 месяца. Но сейчас в повестке Госдумы есть большое число других актуальных законов.
Было бы сложно провести эту кропотливую работу по подготовке поправок в закон о выборах в Госдуму одновременно с принятием ряда других столь серьезных законов, с которыми требуется также достаточно плотно поработать.
Следующая вещь – и федеральная власть, и оппозиционные парламентские фракции, которые первыми вывели этот вопрос о малых партиях в публичное пространство, будут смотреть на результаты выборов 8 сентября. Поскольку один из основных сюжетов – введение квалификационных требований к малым партиям, то, видимо, участники и регуляторы политического процесса хотят еще раз посмотреть, как ныне действующая система работает на полноценном региональном избирательном цикле. Как раз мы помним, что в прошлом году, в октябре 2012 года, небольшое число малых партий участвовало в выборах.
Поэтому, именно выборы 8 сентября будут первыми, когда все партии, которые хотели участвовать в выборах, получат такую возможность. По результатам будет видна, скажем, проблема спойлеров, о которой говорят коммунисты. У новых партий будет возможность показать какой-либо значимый результат.
Если же говорить о готовящихся поправках и ОНФ, я бы не искал здесь какой-либо конспирологии. Вопрос об ОНФ прямо упирается в вопрос о блоках. Но мы помним, что в декабрьском послании президента эта тема была сформулирована достаточно обтекаемо: необходимо провести экспертное обсуждение на тему избирательных блоках. Я думаю, что осенью, когда будут приниматься поправки в закон о выборах в Госдуму, этот вопрос снова возникнет в публичной повестке дня. Но мне кажется сейчас крайне маловероятным, что на следующем этапе блоки будут введены в законодательство. Просто если вводится тема квалификационных фильтров для малых партий (он отсеет часть спойлеров, заставит их, скажем, собирать подписи и так далее), то вопрос с блоками отпадает сам собой.