18 апреля, четверг

Что придет на смену Киотскому протоколу

12 января 2014 / 20:21

Открывающаяся в понедельник, 1 декабря, в Лиме двухнедельная Глобальная конференция по климатическим изменениям должна найти замену знаменитому, но так до конца и нереализованному Киотскому протоколу. И Россия, и ЕС, и многие другие участники встречи сходятся на том, что на этот раз перспектива достижения договоренности, открывающей путь к устраивающему всех компромиссу достаточно велика. Однако легкого пути никто не обещает.

Как часто бывает в таких случаях много будет зависеть от конструктивной или неконструктивной позиции США.

Перуанский ребус
В центре обсуждения 20-й конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) — новое международное соглашение о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов. Главная цель прорабатываемого документа заключается в определении возможных мер по сокращению выбросов парниковых газов, которые должны ограничить глобальное повышение температуры до 2 градусов по Цельсию.

Исполнительный секретарь РКИК Кристиана Фигерес заявила, что «никогда раньше не наблюдалось такое желания изменить ситуацию (с климатом) на всех уровнях общества». «Можно быть уверенным в том, что встреча в перуанской столице станет продуктивной и приведет к эффективному итогу в следующем году в Париже», — сообщила чиновник. По словам Фигерес, участники конференции должны представить свое видение того вклада, который страны могут сделать в рамках разработки нового соглашения с финансовой, технологической и других точек зрения.

В пользу достижения конкретных результатов говорит тот факт, что перед началом конференции три крупнейших источника парниковых газов в мире — США, Китай и ЕС — уже взяли на себя обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу. В частности, Вашингтон планирует к 2025 году снизить их объем на 26−28 процентов по сравнению с уровнем 2005 года, а Пекин рассчитывает остановить рост выделяемого углекислого газа к 2030 году и увеличить к этому времени долю неископаемых источников в энергетическом балансе на 20 процентов. В свою очередь лидеры Евросоюза поставили перед собой цель сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 40 процентов от уровня 1990 года и повысить уровень возобновляемой энергии до 27 процентов от всего энергопотребления ЕС.

По словам президента Перу Ольянты Умалы, конференция ООН по изменению климата представляет возможность для создания самого большого в мире альянса по борьбе с глобальным потеплением. «Мы создали условия для того, чтобы наша столица на 12 дней стала местом, где бы могли быть выражены позиции тех, кто заинтересован в решении проблемы глобального потепления климата» — заявил Умала.

Конференция продлится до 12 декабря. По данным организаторов, во встрече примут участие представители 196 государств.

Ожидания Евросоюза
О значении, которое придает Евросоюз лимской конференции, свидетельствует совместная статья главы дипломатии ЕС Федерики Могерини и еврокомиссара по вопросам изменения климата и энергетики Мигель Ариас Каньете, которая была опубликована в ряде печатных изданий по всему миру.

Могерини и Каньете напоминают, что в октябре лидеры ЕС согласовали обязывающую цель до 2030 года сократить внутренние выбросы парниковых газов по меньшей мере на 40 процентов. Это решение, по их мнению, придало новый импульс международным переговорам по климату: вскоре свои будущие цели объявили США и Китай.

«Никогда ранее вероятность достижения договоренности по вопросам изменения климата не была столь высока, как сегодня… Следующий же месяц будет иметь решающее значение для заключения обязывающего, значимого глобального соглашения по вопросам изменения климата», — отметили авторы публикации.

Глава дипломатии ЕС и еврокомиссар по энергетике отмечают, что саммит в Лиме даст возможность оказать воздействие на другие государства — в частности, страны «двадцатки» — с тем чтобы они обнародовали в ближайшее время свои цели.

«Чем скорее они это сделают, тем больше времени у нас будет, чтобы оценить, дают ли все обязательства в сумме то, что нам, по мнению ученых, необходимо для удержания глобального потепления ниже 2 °C. Страны также обсудят методологию оценки различных вкладов с тем, чтобы убедиться, что они справедливы и учитываются в общих необходимых усилиях», — говорится в статье.

Россия не допустит политизации дискуссии
Российскую делегацию возглавляет советник президента РФ, его специальный представитель по вопросам климата Александр Бедрицкий. В интервью ТАСС накануне форума Бедрицкий не стал давать прогноз о возможном итоге дискуссии. Он полагает, что форум по климатическим проблемам будет посвящен именно им, а не политическим разногласиям. Однако Бедрицкий предупредил: «Если кто-то попытается политизировать, ему будет дан жесткий отпор, тут даже сомнений быть не может».

Один из важных моментов, подлежащий согласованию, по его убеждению, — о степени обязательности документа. «Изначально все участники говорили, что соглашение должно быть юридически обязательным, то есть если страна не выполнила свои обязательства, то должны наступать последствия», — напомнил Бедрицкий. Так, в решениях Киотского протокола записано, что если страна не выполнила в первый период взятые обязательства, то на следующий период она должна взять обязательства, увеличенные на 30 процентов от той доли, которую она недовыполнила.

Однако затем мнения сторон принципиально разошлись. Например, развивающиеся страны предлагают наложить юридические обязательства только на развитые страны, а себе хотят получить некие посильные обязательства. Другая группа государств предлагает принять общие принципы, но обязательства брать только на национальном уровне. «Первый, кто за это выступает, — это Соединенные Штаты. Это прискорбно, потому что страна-главный источник выбросов просто расписывается в своем бессилии, в нежелании быть полноправным участником международных соглашений», — считает Бедрицкий.

Спецпредставитель российского президента расценивает такую позицию США как продолжение их общей политики — «настаивать на своей исключительности, когда США даже бороться с изменениями климата будут так, как сочтут нужным, а все остальные страны по-другому». Бедрицкий также сожалеет, что «одна администрация США от другой не имеет никакой преемственности». «Если администрация Билла Клинтона говорила о ратификации Киотского протокола, то администрация Джорджа Буша отказалась от ратификации, а администрация Барака Обамы делает только заявления под барабанный бой», — привел пример он.

По его оценке, в заявленных США обязательствах по сокращению выбросов парниковых газов (17 процентов к 2020 году и 26−28 процентов к 2025), «заложено лукавство». «Цифры вроде большие, но на самом деле, поскольку США Киотский протокол не ратифицировали, они и не сдерживали выбросы. Поэтому, если посчитать, сколько это будет от базового 1990 года, получается, что в 2025 году у США выбросы будут лишь на 14 процентов меньше», — пояснил Бедрицкий. Он напомнил, что, например, ЕС обещал к 2020 году сократить выбросы на 20 процентов, к 2030 — на 40; обязательство России к 2020 году — минус 25 процентов, к 2030 — либо стабилизация на уровне минус 25 процентов при росте экономики, либо дополнительное снижение еще на пять процентов. «На этом фоне американские 14 процентов не являются „великим достижением“, как это позиционируют США, а если и являются примером, то негативным», — уверен специалист. Бедрицкий полагает, что «подобное влияние США существенно ослабляет возможности консолидации усилий по борьбе с изменениями климата».

«Россия придерживается правил, принятых в международных договорах: если мы договариваемся, все обязательства стран в той или иной форме должны быть юридически обязательны для всех. Например, юридический документ — соглашение, а в нем приложение, где описаны все обязательства. Это наша твердая позиция, с которой мы едем на Конференцию в Лиме», — заявил Бедрицкий.

Советник российского лидера отметил, что на климатическом форуме в любом случае «придется какого-то компромисса достигать». «Для России все и так ясно: мы приняли обязательства, мы их выполним. Россия действует совершенно прозрачно, совершенно четко», — заверил Бедрицкий.

Россия рассчитывает на позитивный результат
Конференция будет сложной, но, скорее всего, на ней удастся добиться главной цели — выйти на проект нового международного соглашения, которое заменит Киотский протокол, считает Бедрицкий.

«К сожалению, между странами очень много противоречий, но прогноз скорее оптимистический», — сказал он в интервью ТАСС. Представитель Кремля пояснил, что участники дискуссии потратили более десяти лет на выработку позиций, поиск приемлемых решений, которые крайне важны не только для решения экологических проблем, но и для «реального повышения конкурентоспособности экономики, использующей дружественные к природе технологии». По его мнению, отрицательный результат форума в Лиме будет равнозначен признанию в «никчемности общества».

Срок действия второго периода Киотского протокола истекает в 2020 году. Снижение нагрузки на климатическую систему означает сокращение выбросов так называемых парниковых газов, которые создают парниковый эффект в атмосфере, что, в свою очередь вызывает рост средней глобальной температуры.

«Если не снижать выбросы парниковых газов и не предотвратить роста глобальной температуры до двух градусов от доиндустриального периода — а сейчас уже почти на градус температура повысилась — изменения в экосистеме, биосфере будут носить необратимый характер», — предупреждает специалист. Он уточнил, что к таким изменениям, например, относятся повышение уровня мирового океана из-за таяния ледников, в том числе в Гренландия и Антарктике; перераспределение осадков; опустынивание.

«Мы довольно близко подошли к вопросу заключения нового соглашения, поэтому задача на Конференцию в Лиме — согласовать принципы документа», — отметил Бедрицкий. В этом случае не позднее лета 2015 года будет готов переговорный текст соглашения. «Переговорный текст должен быть за полгода до принятия, иначе само соглашение уже будет невозможно подписать в Париже», — пояснил спецпредставитель президента РФ.

По его словам, на данный момент существует некий компиляционный документ, не являющийся проектом соглашения, но обобщающий предложения сторон.

Действовать по правилам ООН
Так, один из пунктов касается ответственности стран за выбросы. Во время принятия Киотского протокола влияние развивающихся стран на климат было минимальным, поэтому был закреплен принцип дифференцированной ответственности, по которому развитые страны берут обязательства по сокращению выбросов и оказывают поддержку развивающимся. Однако за последние 15 лет именно развивающиеся страны, например, Китай, Индия, Бразилия, стали основными источниками выбросов. «Надо разработать такие условия и принципы, которые будут касаться всех», — уверен Бедрицкий.

Он сообщил, что на форуме в Лиме Россия будет настаивать на включении в соглашение принципов учета лесных ресурсов — бореальных (в средних широтах) и тропических лесов. «У России много таких лесов, которые при надлежащем содержании, являются поглотителем углеродов», — объяснил глава делегации. Он признал, что «пока этот вопрос обходится, говорится только о тропических лесах, хотя значение тропических лесов для сдерживания парникового эффекта гораздо ниже, чем бореальных». «Мы будем настаивать, чтобы в принципах соглашения был записан универсальный для всех учет условий по лесам», — заявил Бедрицкий.

По оценке советника президента РФ, камнем преткновения при подготовке проекта соглашения сейчас является Зеленый климатический фонд, в который развитые страны обязались до 2020 года ежегодно вкладывать до 100 млрд долларов. «Пока сейчас не то что вкладов, а только политических заявлений чуть больше, чем на 9 млрд долларов», — констатировал Бедрицкий. 
Он уточнил, что «Россия не имеет обязательств по внесению средств в Зеленый фонд, но готова на добровольной основе его поддерживать». В частности, Москва нацелена на помощь в первую очередь странам СНГ — через фонд или на основе двусторонних договоренностей.

Спецпредставитель главы российского государства также подчеркнул, что для РФ в проекте соглашения «очень важен вопрос принятия решений, предполагающий нахождение компромисса». По его словам, «за 20 лет существования Конференций ООН по климату процедуры принятия решений так и не утверждены, а используемые правила все чаще нарушаются, причем грубо».

Кроме того, Бедрицкий полагает, что в будущем соглашении следует отразить использование рыночных механизмов, привлечение бизнеса к решению климатических проблем. «Но все должно быть прозрачно, действовать нужно по правилам ООН», — убежден специалист.

Еще одной темой обсуждения в Лиме должно стать разделение стран-участниц на так называемые приложение один (страны с переходной экономикой) и приложение два (развитые страны). «В 1991−92 годах в развитые страны попали члены ОЭСР, но за это время в Организацию вступили 10 государств, например, Мексика, Израиль, Южная Корея, Чили, но они числятся развивающимися», — отметил Бедрицкий. Он сообщил, что Россия настаивает, чтобы в новом соглашении была предусмотрена возможность пересмотра списка стран, причем, это предложение поддерживают многие, в том числе США.

Глава российской делегации прогнозирует, что на климатическом форуме некий компромисс, несмотря на многочисленные разногласия, будет все же найден. Правда, он опасается, что в итоге новое соглашение на смену Киотскому протоколу по настоянию США будет «общего вида», а все конкретные проблемы останутся за его рамками, и по ним вновь пойдут «бесконечные разговоры». «Для России это абсолютно не критично, но такой подход, конечно, снизит потенциал международных усилий по борьбе с изменением климата», — сожалеет Бедрицкий.

Романенкова Вероника, обозреватель ТАСС

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также