26 апреля, пятница

Бархатный «сухой закон»

24 июля 2013 / 01:52

Новая инициатива главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко – повысить минимальную цену на бутылку водки до 300 рублей - неоднозначно воспринята экспертами. С одной стороны, многие разделяют стремление оградить от водки молодежь и подростков, с другой звучат заявления о фактическом провале антиалкогольной политики правительства.

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил на брифинге в Москве о том, что по его мнению, бутылка водки или другого крепкого алкоголя должна стоить не менее 300 рублей. «По алкоголю могу сказать — 300 рублей минимальная цена, 10 долларов в пересчете на современный североамериканский курс. Бутылки водки, тяжелого алкоголя», — сказал он во вторник на брифинге  в Роспотребнадзоре. При этом Онищенко считает, что бороться с употреблением алкоголя нужно комплексными мерами, в том числе с помощью снижения географической и временной доступности такой продукции.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин полагает, что предложение Онищенко вызвано стремлением сделать водку недоступной для подростков и придать ему эффективности могло бы введение вмененного налога на производственные мощности вместо акциза. «Это значительно упростит администрирование и исключит само понятие «левой» водки», - рассказал он Центру политического анализа.

Шапкин не думает, что ради экономии в 50 рублей люди будут рисковать здоровьем.

«Проще тогда пойти в аптеку и купить настойку боярышника. Вот эту лазейку надо закрывать. Сейчас спиртосодержащие жидкости медицинского назначения продаются без акцизов и настойки на плодах пользуются в аптеках популярностью» Эксперт: Шапкин Павел Сергеевич

В то же время председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, поддерживая стремление Онищенко ограничить потребление крепкого алкоголя в стране, задается вопросом: не приведут ли озвученные меры к замещению легального алкоголя нелегальным?

«До сих пор каждое повышение акцизов сокращало долю легального алкоголя. К тому же надо помнить, что предлагаемые меры могут  вызвать реакцию рынка, который в значительной части уйдет в тень», - рассказал он Центру политического анализа.

Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз сообщил Центру политического анализа, что доля нелегально-суррогатного сектора в общем объеме производства алкоголя в России составляет около 60%.  Сюда входит самогон, спиртосодержащие жидкости, аптечные настойки и т.д.

«Альтернативный сектор создан и прекрасно работает. За последние пару лет он настолько разросся, что уже порой конкурирует с легальной розницей. По сути, есть рынок в 30 миллионов человек, испытывающих физическую потребность и не имеющих причин для снижения потребления. Им, безусловно, предложат нелегальную продукцию» Эксперт: Дробиз Вадим Иосифович

По словам Дробиза, все антиалкогольные меры правительства, предпринимаемые в последние четыре года, провалились. Снижения потребления не произошло, на лицо только замещение легальной продукции нелегальной и суррогатной.

«Какая мне разница, работает магазин 10 часов в день или круглые сутки? Я все равно буду иметь запас. Если ночью не продают, то я куплю заранее!  Более того, ограничение по времени и удаленность магазина способствуют повышению объемов закупки. Так, я спустился, купил бутылку пива и забыл, а сейчас люди ящиками закупаются как на Западе. Но государство то ставило совсем иные задачи!», - сетует он.

По мнению эксперта, популистскими лозунгами просто прикрывают административную и фискальную реформу алкогольного рынка.

«Обеспечение  доступа малоимущих к легальному алкоголю является ключевым показателем для регулирования во всех странах мира. Иначе наступает крах, поскольку население не везде такое спокойное. У нас же никаких бунтов не будет, поскольку все давно перешли на самообеспечение. Но и целей, провозглашенных Онищенко, достигнуто не будет: потребление водки останется на прежнем уровне», - заключает он.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
24 июля / 01:56
Повышение цены на водку может привести к росту потребления суррогатного алкоголя
Для того чтобы сократить потребление крепкого алкоголя нужен целый комплекс мер {Читайте далее}
Шелищ Петр Борисович, председатель Союза потребителей России
24 июля / 01:58
К снижению потребления мера, предложенная Онищенко, не приведет
Все антиалкогольные меры правительства, предпринимаемые в последние четыре года, провалились {Читайте далее}
Дробиз Вадим Иосифович, директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя
24 июля / 02:02
На антиалкогольную кампанию горбачевских времен нынешние меры совсем не похожи
Я не думаю, что ради экономии в 50 рублей люди будут рисковать здоровьем {Читайте далее}
Шапкин Павел Сергеевич, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики