В 2014 году НАТО окончательно передает контроль за безопасностью в Афганистане местным органам власти, что неизбежно увеличивает для всего мира угрозы, связанные с наркотрафиком из этой страны. Учитывая тот факт, что до сих наладить мирную жизнь в Афганистане за годы военной операции так и не удалось, у экспертов, опрошенных Центром политического анализа, возникают сомнения в том, что поддерживаемое коалицией западных стран правительство Хамида Карзая сможет долго удерживаться у власти. Накануне саммита G8 в Сочи российские эксперты предлагают свои пути решения афганской проблемы.
В 2014 году Россия председательствует в G8 и уже обозначила одним из приоритетных направлений работы этого неформального клуба ведущих стран мира разработку мер по эффективному пресечению незаконного производства, торговли и оборота наркотиков.
Президент США Барак Обама неоднократно подчеркивал, что в 2014 году американские войска, составляющие большую часть сил НАТО в Афганистане, будут выведены из страны. В общей сложности останется лишь ограниченный контингент, порядка 10 тысяч человек,а контроль за ситуацией в стране будет полностью передан местным властям.
В этом году в Афганистане состоятся президентские выборы, от которых зависит очень многое. Как отмечается в итоговом Коммюнике саммита G8 в Лох-Эрне 17-18 июня 2013 года, «президентские и провинциальные выборы в Афганистане в 2014 г. должны быть всеобъемлющими, прозрачными и заслуживающими доверия».
Учитывая тот факт, что до сих пор наладить мирную жизнь в Афганистане за годы военной операции так и не удалось, у экспертов, опрошенных Центром политического анализа, возникают сомнения в том, что поддерживаемое коалицией западных стран правительство Хамида Карзая сможет долго удерживаться у власти. Для России – это угроза дестабилизации обстановки практически у самых ее границ, а также дополнительный фактор, ослабляющий и без того минимальный контроль за производством в Афганистане наркотиков.
«Риски такого рода существуют, - говорит по этому поводу замдиректора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Вячеслав Белокреницкий. - С уходом американцев - полного или частичного – ситуация в Афганистане сохранится в формате вялотекущего конфликта, страна будет раздираться на части. Города останутся в руках нынешних сил, руководящих страной, а село и захолустная местность останутся под контролем талибов. Такое положение вещей будет способствовать ухудшению ситуации с наркотрафиком, потому что одним из главных источников дохода талибов является выращивание и производство наркотиков».
При этом Белокриницкий полагает, что Россия в дальнейшем урегулировании этой проблемы вряд ли займет главенствующие позиции, т.к. прежде всего Афганистаном будут заниматься его непосредственные соседи – Пакистан и Иран. Однако, тем не менее Россия может сыграть существенную роль в межафганских переговорах, если будет максимально поддерживать неэкстремистские силы Афганистана.
Согласен с тем, что вывод американских войск фактически оставит наркопроизводство в Афганистане без контроля и президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль Султанов. По его мнению, это может привести не просто к усилению наркотрафика, а будет способствовать созданию мощной сети по поставке наркотиков, прежде всего в Россию и Европу, а в перспективе и США.
«Сейчас есть опасность того, что, с уходом американцев, как единственной контролирующей силы, огромный поток героина хлынет по уже проторенным путям. Это может привести к снижению цен на рынке и буквально, к эпидемии наркомании. Проблема даже не в каких-то трафиках, проблема в единой наркосистеме, которая объединяет афганских производителей, среднеазиатских посредников, бандитов и коррумпированных силовиков»
Россия, по мнению Султанова, должна настаивать на более глубоком анализе ситуации в стране и разработке совместных мер глобального противодействия этой угрозе еще до того, как войска США будут выведены из Афганистана.
Впрочем, не все специалисты полагают, что наркотрафик – это первоочередная проблема, с которой предстоит столкнуться странам-соседям Афганистана. В частности, генерал-майор ФСБ, член Совета по внешней и оборонной политике России Александр Михайлов полагает, что угроза усиления экстремистской и террористической деятельности в Афганистане гораздо существенней наркоугрозы.
«В этом году исполнилось 25 лет с момента вывода наших войск из Афганистана. Главным последствием этого стало моментальное распространение радикального ислама с планами создания мощного «Исламского пояса» вокруг Европы. Таким образом, две главные угрозы, которые будут стоять перед нашей страной и странами Большой Восьмерки после вывода НАТОвских войск из Афганистана – это терроризм, как форма сатисфакции, и усиление экспансии радикального ислама»
Что же касается наркотиков, то их производство в Афганистане американцы и так не особо контролировали, считает Михайлов, поэтому ожидать резкого скачка наркотрафика не стоит. Непосредственно производители уже сейчас зарабатывают не более 10-15% от конечной стоимости продукта (основное получают перевозчики и продавцы), поэтому наращивание производства дополнительной прибыли им не принесет.
Схожей позиции придерживается и главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
По его словам, рынок героина уже и так перенасыщен, и большая часть производимого наркотика остается на складах в Афганистане. Тем не менее, определенный всплеск наркопотока эксперт не исключает, но причиной его может стать из-за ожидаемое усиление хаоса в Афганистане после вывода контингента НАТО.
С точки зрения России и других стран, страдающих от афганского героина, важнее установить, каким образом в эту страну попадают огромные запасы прекурсоров, в частности, уксусной кислоты, без которой изготовить героин невозможно, считает Куртов.
«Она (уксусная кислота – ред.) требуется в огромном количестве, но таких химических производств нет ни в самом Афганистане, ни в ближайших странах. Но как-то она попадает в Афганистан. Ее же не на ишаках через горы везут. Скорее всего, каким-то легальным путем, авиатранспортом», - рассуждает Куртов.
Что касается возможных инициатив России по урегулированию ситуации в Афганистане, то, по мнению Куртова, наша страна может предложить создание вокруг Афганистана санитарных зон, чтобы не допускать туда ввоза ингредиентов для производства наркотика, а также вывоза оттуда героина. До сих пор США не соглашались с этой идеей, т.к. им пришлось бы сотрудничать по этому поводу с Ираном, с которым отношения крайне натянутые.
«Но, с учетом того, что недавно впервые со времени Исламской революции прошли прямые переговоры между представителями США и Ирана, было заключено полугодовое промежуточное соглашение – в обмен на смягчение санкций Иран приостановил некоторые элементы своей ядерной программы – можно было бы вновь поднять эти темы», - говорит востоковед.
Другой путь афганского урегулирования предлагает Вячеслав Белокреницкий. По его мнению, именно попытки изолировать Афганистан и привели к тому, что к власти там пришли талибы.
«Напротив, Афганистан нужно втягивать во всевозможные проекты регионального сотрудничества, международного сотрудничества. Только так можно усилить позиции афганских сил, выступающих за модернизацию, прогресс», - отмечает Белокриницкий.