25 апреля, четверг

России стоит еще раз повторить ранее озвученные ею предложения

14 февраля 2014 / 18:57
главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований

Россия неоднократно предлагала создать своего рода санитарные пояса вокруг Афганистана.

В 2014 году США выводят практически все войска из Афганистана, который считается одним из крупнейших мировых экспортеров наркотиков. Как вы полагаете, стоит ли ожидать обострения ситуации с распространением наркотиков?

На переговорах Госдепа и президента Афганистана Хамида Карзая еще ведутся споры по поводу того, какой контингент там останется: больше или меньше 10 тысяч человек. Причем они останутся не только в Кабуле, но, минимум, на пяти различных базах, которые будут расположены по всей территории Афганистана. Кроме того, они собираются продолжить оказывать финансовую помощь правительству Афганистана. В каком объеме – еще обсуждается.

Если они от оказания такой помощи откажутся, то – и это всем понятно – что коллаборационистское коррумпированное правительство Карзая, конечно же, не удержится. И произойдет обвал. Американцы в этом не заинтересованы, потому что тогда у всех, прежде всего, ближайших союзников и тех, кто смотрит на

Вашингтон как на светоч мировой политики, возникнет вопрос: а зачем тогда они вообще вводили туда контингент в конце 2001 года. Почему сверхдержава не смогла сломить не самое мощное сопротивление государства-противника?

Цели, которые преследовали американцы – разгромить «Аль Каиду» и «Талибан» – достигнуты не были. И уж тем более не были достигнуты цели модернизировать эту отсталую страну, привить там ценности демократии, прав человека и пр.

Что же касается наркотиков, то США не ставили такой задачи ликвидировать в Афганистане наркобизнес. Более того, на переговорах между Россией, США, НАТО американцы всегда вставали в жесткую позу, утверждая, что у них нет мандата ООН на борьбу с наркотиками.

Понятно, почему они избегали этого. Потому, что если бы они начали активно бороться с наркоплантациями, то они еще больше восстановили бы против себя афганское население. Когда людей лишают средств к существованию, они становятся готовы за 100$ по ночам превращаться из мирных жителей в боевиков и ходить что-то взрывать или ставить мины на дорогах.

Конечно, американцы в этом не были заинтересованы и закрывали глаза на наркотрафик. Тем более афганский героин для Америки - не большая проблема.  Для США главная проблема - латиноамериканский кокаин, а опиаты идут разными путями, прежде всего, в Россию. Это, прежде всего, головная боль для РФ.

Так что трафик героина, конечно, увеличится, но вряд ли в разы. Дело в том, что мировой рынок героина имеет пределы насыщения, как и любой другой рынок. Товар не может дешеветь бесконечно, учитывая, что в цену входят риски, связанные с тем, что наркоторговля в большинстве стран незаконна.  Сейчас производство героина в Афганистане достигло таких размеров, что значительная его часть просто складируется на территории Афганистана, не находя спроса.

Другое дело, что как только американцы уйдут оттуда, Афганистан вернутся к состоянию всеобщей гражданской войны, в котором он находился в течение последних десятилетий. Тогда центральная власть будет заинтересована, прежде всего, в решении задач собственной безопасности, а вовсе не наведением порядка. То есть на наркотрафик просто закроют глаза. Тогда условия для производства наркотиков, их переброски к границам, через нее многократно облегчатся.

Тут есть другой момент. Для производства героина нужны прекурсоры, такие как, например, уксусная кислота. Она требуется в огромном количестве,  но таких химических производств нет ни в самом Афганистане, ни в ближайших странах. Но как-то они попадают в Афганистан. Их же не на ишаках через горы везут. Скорее всего, каким-то легальным путем, авиатранспортом.

В 2014 году Россия председательствует в «большой восьмерке» и заявила одним из основных направлений своей работы борьбу с наркотрафиком. В свете афганских событий: может ли Россия что-то противопоставить проблеме или, по крайней мере, что-то предложить противопоставить?

Может. И, кстати, неоднократно предлагала. Наркогосударство – это, по сути, больной человек. Больного человека лечат. Но прежде, как минимум, его помещают в карантин, чтобы изолировать болезнь. Россия своими дипломатическими представителями неоднократно предлагала создать своего рода санитарные пояса вокруг Афганистана. Тогда бы контролировалось, по крайней мере, поступление туда прекурсоров, а оттуда наркотиков. Но на это американцы и их союзники не шли. Наверное, потому что среди соседей Афганистана такие соседи, как Китай и Иран, с которыми в сфере безопасности американцы не очень бы хотели сотрудничать.

Но, с учетом того, что недавно впервые со времени Исламской революции прошли прямые переговоры между представителями США и Ирана, было заключено полугодовое промежуточное соглашение – в обмен на смягчение санкций Иран приостановил некоторые элементы своей ядерной программы – можно было бы вновь поднять эти темы. Российской дипломатии стоит вернуться такой идее: США сейчас уходят из Афганистана, но чтобы туда войти, они получали мандат ООН, так пусть отчитаются перед ООН.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика