Если актуализировать тему внутреннего туризма в должной мере, настанет время не только отдельных точек общепита или гостиниц, но и масштабных проектов.
В связи со скачками доллара и евро, а также затяжным люфтом рубля, санкциями и контрсанкциями на многие экономические сферы в России люди начали смотреть совсем другими глазами. Как потребители, так и чиновники, ответственные за принятие решений. И изменения эти, хоть и вынужденные, в рамках внешней политики, которая стала по отношению к России жестче, тем не менее, чаще носят позитивный характер для внутреннего экономического развития нашей страны.
Вот ввели запрет на пищевую продукцию из Европы — и поля, стоявшие по несколько лет, а то и по паре десятилетий «под пар» начали активно распахивать и засевать. Хохот «веселого молочника» Джастаса Уолкера, думается, вы тоже видели и помните, как и его развёрнутое интервью на тему того, что неплохо бы дать побольше земли и дотаций фермерам.
Помимо продуктов питания, о которых и так уже сказано очень много чего, есть еще ряд сегментов экономики, которые в ближайшее время вынужденно будут претерпевать изменения. И, будем надеяться, в лучшую сторону.
Есть, например, такая штука, как туризм. В России народ уже несколько лет катается отдыхать по Европам и Средиземноморью. Меньшее количество, но тем не менее, существенный поток ездит в страны Азии.
Теперь же, в связи с тем, что евро стало стоить куда больше рублей, о европейском туризме многим придется забыть. Понятно, что варианты заграничных поездок остаются всегда. И истерика насчет финансового «железного занавеса» несколько раздута. У нас любители европейского туризма не тушкой, так чучелком изыщут средства для привычного отдыха.
Но есть и еще один важный, стратегический аспект. Это внутренний туризм. Даже не так: это туризм в Россию из-за рубежа и туризм по России самих жителей России.
Это направление всегда было под спудом. Ну, то есть, ежегодно чиновники из профильных ведомств отчитывались, что процент туристов из Петербурга, допустим, в Новгород, вырос на столько-то. Или наоборот: из Новгорода в Петербург. Но вот какой-то внятной инфраструктуры, которая была в СССР, даже по маршруту того же «золотого кольца» так и не появилось. Есть версия, что скоро появится.
Многие местные авторы пишут, что Новгород остался в стороне от железнодорожных магистралей, которые строятся мимо города, а то и мимо области. С другой стороны, если мы говорим про внутренний туризм, то в советское время без всяких скоростных железных дорог были такие «туристические поезда». И народ на них массово ездил. Если возродить этот вид транспорта, и при условии, что билеты на такие туристические поездки будут стоить не как пропуск в космическое путешествие по околоземной орбите, думается, люди поедут отдыхать и таким способом.
Тут ведь что важно понимать: северо-запад России исторически, культурно, архитектурно — это хоть и восточная, но вполне себе Европа. А если говорить, про исторический центр Петербурга, так и вполне себе Европа западная.
Кстати, если вспомнить о таком направлении, как туризм религиозный, то очень тихо и без особой рекламы он в Великом Новгороде уже давно развит. Паломнические автобусы я наблюдаю в комплексе Антониева монастыря, где работаю в гуманитарном институте, практически каждую неделю.
В целом с туристической точки зрения города «золотого кольца» — это совершенно уникальные центры. В том же Новгороде у меня иногда создается ощущение, что моя дочь, играющая в песочнице во дворе, может случайно выкопать что-нибудь из XII века.
Так что острота туристического вопроса находится отнюдь не в плоскости собственно достопримечательностей, а в сфере услуг. Пресловутые проезд-питание-проживание. И вот здесь, конечно, есть проблемы, которые необходимо решать.
Хотя перед тем, как писать этот материал, я решил ознакомиться с текущим положением дел на рынке новгородских туристических услуг — и был несколько удивлен. Дело в том, что про новгородский туризм существует устойчивый миф: нет этого туризма, плохо с ним всё. И не будет его никогда, ибо «место это проклято». Но если присмотреться, все не так уж и плохо: ценовой разброс гостиничных номеров самый широкий, уровень обслуживания также для всех слоев граждан имеет место быть. Отдыхать в городе можно как «дикарями», так и организованно. Ну и самое главное: уже несколько лет самый ходовой туристический товар в Новгороде — это магнитики на холодильник. А если магнитики раскупают, значит, поток туристов точно увеличился.
То же самое с общепитом. Если раньше все знали только про ресторан «Детинец», который находился в помещении церкви (что, вообще-то, как-то не очень с этической точки зрения), то с закрытием этого конкретного ресторана центр и набережная вокруг Кремля стали обрастать самыми разными кабаками на любой вкус и карман.
Кстати, проверил тут такую опцию, как бизнес-ланч рядом с туристическим объектом. Рядом все с тем же Антониевым монастырем пообедал. Получилось удивительно: дешевле, вкуснее и порции больше, чем в нашей университетской столовой.
Ну, потому что с одной стороны — туристов надо кормить, а не студентов, которые и так всё съедят. Ибо вечно голодны. А с другой — все равно этот ланч — «бизнес», поэтому драть за него деньги не пытаются.
Понятно, что пока Великий Новгород, да и прочие города «золотого кольца России» туристической меккой не являются. Но, учитывая все эти приключения с курсом рубля, евро и доллара, санкциями и прочим, люди все больше будут планировать отдых в российских туристических центрах. И люди будут требовать сервиса. А сервис, если регион не захочет терять деньги, будет развиваться. Он, в общем-то, и так уже развивается, только тихо и без особой рекламы. И если актуализировать тему внутреннего туризма в должной мере, настанет время не только отдельных точек общепита или гостиниц, но и масштабных проектов. Что было бы весьма и весьма своевременно. И со скоростными железными дорогами, и с туристическими поездами. А там, глядишь, и до реанимирования внутренней авиации дело дойдёт.