24 апреля, среда

Законное, обязательное и запрещенное

28 ноября 2022 / 19:50

По мнению арабских юристов, действия человека подразделяются на пять категорий, которые они перечисляют следующим образом: обязательные, похвальные, законные, предосудительные, запрещенные.

Запрещенное противопоставляется обязательному, достойное похвалы — порицаемому. Но важнейшей категорией является та, что находится в центре и составляет, так сказать, ось весов, на которых оцениваются действия людей и измеряется их ответственность (ответственность называется «весом» на арабском правовом языке). Если то, что похвально, исполнение чего вознаграждается, а бездействие не запрещается, и то, что предосудительно, когда бездействие вознаграждается, а исполнение чего не запрещается, то законным является то, в отношении чего закон не может не хранить молчание и поэтому не является ни обязательным, ни запрещенным, ни похвальным, ни предосудительным. Ему соответствует райское состояние, в котором действия человека не влекут за собой никакой ответственности, никак не «взвешиваются» законом. Но — и это решающий момент — по мнению арабских юристов, хорошо, чтобы эта область, с которой закон никоим образом не может иметь дело, была бы как можно шире, потому что степень справедливости города измеряется именно тем пространством, которое он оставляет свободным от правил и от санкций, поощрений и порицаний.

В обществе, в котором мы живем, происходит прямо противоположное. Зона дозволенного с каждым днем сужается, а беспрецедентная нормативная гипертрофия стремится не оставить ни одну область человеческой жизни за пределами обязанностей и запретов. Поступки и привычки, которые всегда считались безразличными закону, теперь тщательно регулируются и пунктуально санкционируются до такой степени, что едва ли найдется какая-либо сфера человеческого поведения, которую можно было бы считать просто законной. Раньше по неизвестным соображениям безопасности, а затем, все чаще, по соображениям здравоохранения, получение разрешения на совершение наиболее привычных и невинных действий, таких как прогулка по улице, вход в общественное место или выход на рабочее место, стали обязательными.

Общество, которое до такой степени ограничивает райскую сферу поведения, не взвешенного законом, не только, как считали арабские юристы, является несправедливым обществом, но и поистине непригодным для жизни обществом, в котором каждое действие должно быть бюрократически разрешено и юридически санкционировано и легкость и свобода нравов, сладость отношений и форм жизни уменьшаются, пока совсем не исчезнут. Кроме того, количество законов, постановлений и указов таково, что приходится не только прибегать к помощи специалистов для выяснения законности или запрещенности того или иного действия, но даже чиновники, отвечающие за применение правил, путаются и противоречат друг другу.

В таком обществе искусство жизни может состоять только в том, чтобы свести к минимуму часть обязательного и запретного и, наоборот, в максимально возможном расширении области законного, единственного, в котором если не счастье, то по крайней мере, одна радость становится возможной. Но именно этому и всячески препятствуют и затрудняют дело несчастные люди, управляющие нами, умножая правила и регламенты, контроль и проверки. Пока мрачная машина, которую они построили, не рухнет сама по себе, раздавленная теми же правилами и теми же устройствами, которые позволяли ей функционировать.

Quodlibet, 28 ноября 2022 г.


тэги
читайте также