За поведением Киева вряд ли стоит банальная глупость, скорее - измена. Украинские власти не выполняют Минские соглашения сознательно, исключая даже намек на легитимацию республик Донбасса.
После подписания мирного соглашения Украина сознательно не пускала республики Донбасса в свое правое поле и тем самым нарушила Минские договоренности. Принятая Киевом тактика саботажа и затягивания выполнения международных обязательств привела к тому, что Закон об особом статусе Донбасса остается пустой формальностью, а местные выборы 7 декабря уже невозможны технически. Вместе с тем, Киев продолжает настаивать на проведении выборов на неподконтрольных ему территориях Донецких и Луганских областей именно 7 декабря, вводя в заблуждение своих западных партнеров.
В соответствии с буквой Минских соглашений выборы в республиках Донбасса могли и должны были состояться согласно законам Украины, однако Киев до сих пор не завершил процесс создания легитимного поля для их проведения. Последние два месяца он намеренно затягивал принятие соответствующих решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти.
5 сентября в Минске представители трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Украине, состоящей из Российской Федерации, Украины и ОБСЕ, подписывают итоговый Протокол. В частности, стороны зафиксировали необходимость выполнения пункта 9 Протокола, приняв на себя обязательства «Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины „О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганских областей“ (Закон об особом статусе)».
Таким образом, местные выборы на подконтрольных республикам территориях Донецкой и Луганской областей, во-первых, должны быть проведены, а во-вторых — проведены на основании закона, который предстоит принять Верховной Раде.
Украинским властям хватило 11 дней, чтобы подготовить, рассмотреть и проголосовать за соответствующий законопроект.
16 сентября закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят большинством голосов.
Закон содержит четыре важных параметра, определяющих судьбу Донбасса. Так называемый особый порядок местного самоуправления вводится на три года. Верховная Рада возлагает на себя обязательства по принятию специального решения, которое и установит, какие именно районы Донбасса подпадают под упомянутый особый статус и соответственно на которых должны состояться местные выборы. Кроме того, Статья 10, пункта 2 закона определяет дату проведения выборов — 7 декабря — и предписывает кабинету министров Украины принять «безотлагательные меры по обеспечению финансирования внеочередных выборов … за счет средств резервного фонда Государственного бюджета Украины».
В итоге — парламент Украины делает важный, но только первый шаг в сторону легитимации выборов на Донбассе, определяет их дату, предписывает кабинету министров Украины принять меры по их финансированию, а себе — определить территории, на которых выборы должны состояться. На декларировании этих задач работа Киева по выполнению Минских соглашений заканчивается.
Турчинов максимально затягивает подписание закона об особом статусе. На подпись президенту он отправляется только 14 октября. Порошенко ставит свою подпись 16 октября — спустя месяц после принятия закона Радой и за 8 с половиной недель до законодательно определенной даты проведения местных выборов.
До выборов 26 октября Верховная Рада не делает ровным счетом ничего, чтобы определить особые территории Донецкой и Луганской областей, то есть откладывает выполнение принятого им же закона. Не соблюдает закон и кабинет министров, не принимая никаких решений по подготовке к выборам на тех территориях Донбасса, которые Украина продолжает считать своими.
До 7 декабря остается чуть меньше 6 недель, но создать организационные условия для проведения выборов уже не представляется возможным.
26 октября на Украине прошли выборы в Верховную Раду. Прежний состав парламента, таким образом, потерял свои полномочия и автоматически передал вопрос Донбасса на рассмотрение Верховной Рады нового созыва. Украинский ЦИК, со своей стороны, не спешит завершить подсчет голосов — на 3 ноября подсчитано 99,92%.
Согласно украинскому законодательству, новый состав Верховной Рады должен собраться не позднее 15 декабря. В Блоке Петра Порошенко обнадеживают: первое заседание состоится в третьей декаде ноября. В результате парламент, по самому оптимистичному сценарию, сможет приступить к рассмотрению вопроса о территориях, подпадающих под Закон об особом статусе, не раньше периода с 20 по 30 ноября, то есть от 17 до 7 дней до предполагаемой даты голосования.
Выборы не проходят на пустом месте. Даже самый эффективный политтехнолог не сможет подготовить и провести их за две недели, тем более в таких сложных условиях. Выборы нужно успеть обеспечить не только законодательно, но и организационно. Даже если случится чудо, и территории будут определены, у избирательных комиссий физически не хватит времени для проведения выборов за такой короткий срок. И вопрос не только в финансировании, а в нарезании округов, выдвижении и регистрации кандидатов, агитации, печатании бюллетеней и так далее. На это сейчас просто не хватит времени.
За поведением Киева вряд ли стоит банальная глупость, скорее — измена.
Украинские власти не выполняют Минские соглашения сознательно, исключая даже намек на легитимацию республик Донбасса. Поэтому не следует ожидать, что Рада будет соблюдать свои же законы. Наиболее вероятным развитием событий пока является отмена Закона об особом статусе новым составом парламента.