В России на фоне снижения цен на нефть и ряда политических проблем, в первую очередь, ситуации на юго-востоке Украины, началось падение курса рубля.
В России на фоне снижения цен на нефть и ряда политических проблем, в первую очередь, ситуации на юго-востоке Украины, началось падение курса рубля. Многие усматривают в этом высокую долю именно политической составляющей, даже говорят об «атаке на рубль». Это похоже на правду.
Граждане ведут себя как обычно — сначала консервативно, потом нервно. Когда евро приблизился к 60 рублям, а доллар подбирается к 50, кинулись в обменные пункты, хотя кидаться надо было значительно раньше, когда доллар был около 35 рублей, а евро порядка 45. Но тогда большинство граждан выжидали. Теперь, когда рубль уже упал значительно ниже ожидаемого, они добавляют свой вклад в дело ослабления курса рубля на фоне неактивной позиции Центрального банка, который в этой ситуации экономит резервы.
Наше общество рассчитывают запугать мировыми ценами на нефть ниже 80 долларов за баррель и дальнейшим падением курса рубля.
Но возможности наших оппонентов не беспредельны, максимальный период атаки не продлится более полугода, далее начнется стабилизация и даже подъем цены на нефть, а вместе с этим остановится и падения курса рубля. Как только это произойдет, даже небольшая активность Центрального банка РФ позволит вернуть курс рубля по отношению к доллару США примерно до 45 рублей за доллар, а потом, возможно, и еще больше укрепить рубль. Полагаю, что к лету 2015 года доллар будет стоить около 40 рублей, а евро — около 50. Кто брал доллар летом 2014 года по 35 рублей — выиграет, кто будет истерически покупать его сейчас по 50 рублей за доллар — неизбежно проиграет.
Но ситуация острая, на этом фоне развивается внутриполитическое противостояние в столице и некоторых городах России при мощном внешнеполитическом давлении и массированной пропагандисткой атаке. В этой ситуации мы должны быть сдержаны, не допускать роста напряженности и эскалации военной конфронтации на Украине, снизить политические риски.
Сегодня Украина находится накануне финансового, экономического и политического кризиса. Падают доходы, растет задолженность, тают резервы, масса предприятий на грани банкротства. Немного паники, и финансовый кризис захлестнет страну, ударит по банковской системе, расчетам и бюджету, затем перекинется на реальный сектор.
В условиях политической неопределенности, напряжения в обществе и дезорганизации управления все это приведет к политическому кризису вплоть до возможной дезинтеграции, возможные параметры которой так любят обсуждать сегодня политологи.
В отчаянии киевские политики могут начать искать рискованный выход в возобновлении военных действий в Донбассе с тем, чтобы спровоцировать повстанцев на сильные контрудары или наступательные операции. Если это удастся, то можно будет попробовать на фоне пропагандистской истерии ввести что-то вроде «демократуры», о которой мечтал Керенский в 1917 году, то есть некой формы прямого президентского правления с набором чрезвычайных мер политического, полицейского, и, что самое важное, экономического характера. Меры такого рода хорошо известны, примеры попыток, удачные и неудачные, тоже, риски велики, но и ставки тоже.
Иными словами Киев, возможно и вероятно, будет вновь провоцировать, обстреливать, даже имитировать наступательные операции, а вот армиям Юго-востока не следует поддаваться на провокации и переходить в наступление даже на отдельных участках зоны боевых действий. Надо переиграть противника в позиционной войне, в прочной обороне.
И тогда Россия к весне оправится от неблагоприятных последствий временного снижения цен на энергоносители и последствий атаки на рубль, а Украина войдет в фазу надлома и разрушения финансов экономики, а затем и в новый виток политического кризиса. Тогда посмотрим, чем дело кончится на Юго-востоке. Главное для нас — мудрость и терпение, время работает на нас.