7 июля, вторник

Волшебство вузовских рейтингов

17 сентября 2014 / 18:49
кандидат исторических наук, публицист

Вузовские рейтинги - что всероссийские, что международные - напоминают преподавателям магию вуду.

Вузовские рейтинги — что всероссийские, что международные — напоминают преподавателям магию вуду. Им, то есть нам, не вполне ясно, кто рейтингует, по каким критериям, кто придумывает эти критерии и, наконец, почему именно эти критерии — самые важные. Однако если расположение звезд совпало, вы ткнули иголкой в правильное место тряпочной куколки очередного министра образования, переписав при этом в пятый раз все рабочие программы по очередному новому федеральному образовательному стандарту, у вас есть возможность получить более высокое место в каком-нибудь рейтинге.

Как правило, это означает, что Минобраз будет к вашему вузу щедрее, а то выделит денег на какие-нибудь эксперименты. Или на ремонт.

Результаты всех этих рейтингов обычно предъявляются публике в первые месяцы учебного года. Этот сентябрь исключением не стал. Как сообщил ТАСС в понедельник, «в опубликованном рейтинге QS (Quacquarelli Symond) университет (СПбГУ — прим. авт.) занимает 233 место среди 800 лучших вузов мира, включенных в рейтинг. Более высокую, 114-ю позицию в рейтинге нынешнего года занимает лишь один российский вуз — МГУ. В прошлом году СПбГУ занимал 240-е место. В престижном международном рейтинге магистерских программ газеты Financial Times (FT) „Master in Management 2014“ петербургский госуниверситет остается единственным представителем российской высшей школы. За год вуз с магистерской программой „Менеджмент“ поднялся на 9 позиций, заняв 56 место в топ-70 лучших мировых программ магистратуры».

Если вы думаете, что ваш покорный слуга понимает, чего тут такого престижного, и как СПбГУ (при всем к нему уважении) оказался в этом табеле о рангах, то вы ошибаетесь.

Более того, есть подозрение, что всю суть образовательного прорыва по данным направлениям Петербургского Университета понимают только специально обученные люди в СПбГУ и в Минобразе соответственно.

С другой стороны, вуз, в котором я защищал свою кандидатскую диссертацию, конечно можно поздравить. Наверное, это очень важная победа и показатель высочайшего качества образовательных услуг, предоставляемых вузом. Ну и, к тому же, рейтинги международные, а лишний раз заявить о себе всему миру — дело для любого учебного заведения не только престижное, но и полезное. Академическая наука сегодня — система глобальная. И чем плотнее российское участие в международной системе оценки знаний, тем лучше.

Правда, смущает программа, которая удостоилась внесения в рейтинг: «Менеджмент». Нет, к качеству образовательных услуг претензий никаких. Просто как-то странно сориентировались составители этих списков престижности вузов. Менеджеров не только в России, но и во всем западном мире как, простите, грязи. И дополнительное стимулирование и поощрение образовательных программ по менеджменту — это как-то странно. Менеджер — это, в широком смысле, управляющий. Управляющих нынче уже столько, что не очень понятно, остались ли еще те, кем они управляют.

В общем, постоянно закрадывается подозрение, что все эти системы оценки эффективности вузов, что наши, что международные — какие-то неэффективные.

О показателях трудоустройства студентов по специальности вот прямо сразу после вуза я уже писал. И говорил, почему такой критерий не отображает действительного положения дел и в вузе, и в той специальности, которую студенты получают. Что касается оценок магистерских или бакалаврских учебных программ, здесь все еще более странно. Дело в том, что большинство вменяемых преподавателей разделяет процесс написания рабочей программы по дисциплине и собственно преподавания. Потому что по такой рабочей программе, бесконечно переписываемой под обновляющиеся стандарты, просто невозможно преподавать. Поэтому программа пишется для министерства, а преподается все по той модели, которую хоть как-то можно втиснуть в часы и в рамках которой можно чему-то научить студентов.

Поэтому высокая оценка магистерских программ по дисциплине «Менеджмент» скорее всего означает, что сотрудники СПбГУ в совершенстве овладели искусством написания рабочих программ по новым ФГОСам, оперативным размещением этой документации на сайте вуза и своевременным оформлением необходимой отчетности. Этот навык необходимо в текущих реалиях российской высшей школы осваивать всем. Потому что он оказывается куда важнее, чем собственно преподавание и научная деятельность. Так что у специалистов магистратуры по направлению «Менеджмент» есть чему поучиться всему российскому преподавательскому сообществу. В работе очень пригодится.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также