Западных критиков израильской политики апартеида и крайне правого правительства часто обвиняют в антисемитизме, но левые и леволиберальные израильтяне уже много лет осуждают скатывание страны к фашизму. В чем они правы, а в чем нет, показывает Альберто Тоскано, с точки зрения которого фашизм заложен в логике колониального проекта Израиля.
Ответные меры Израиля в отношении операции ХАМАС «Наводнение Аль-Акса» 7 октября, получившие зеленый свет со стороны государств Запада, не только были оценены множеством экспертов в области прав человека как явные «намерения осуществить геноцид», но также спровоцировали разговоры о фашизме. В коллективном заявлении Союз профессоров и сотрудников Бирзейтского университета говорилось о «колониальном фашизме» и о «порнографических призывах к смерти арабов со стороны сионистских политиков-поселенцев»; в своей декларации Коммунистическая партия Израиля (Маки) и левая коалиция Хадаш «возложили полную ответственность за рискованную эскалацию на фашистское правое правительство». Тем временем президент Колумбии Густаво Петро назвал нападение на Газу «первым экспериментом, который демонстрирует, что мы все превратились расходный материал» в эпоху «глобального 1933 году», который также отмечен климатической катастрофой и форсированным обострением капиталистических противоречий. Даже цитирование этих строк, вероятно, подпадает под определение антисемитизма, данное IHRA, которое служило важным инструментом в усилиях по ограничению мирной международной активности солидарности против израильского апартеида, особенно в виде движения за бойкот, изоляцию и санкции.
И все же признание зарождающегося фашизма в последнем правительстве Нетаньяху и даже в израильском обществе в целом кажется если не общепринятым, то, безусловно, заметным в общественном дискурсе в самом Израиле, не в последнюю очередь на волне недавно прокатившейся волны протестов против судебной реформы, направленной на выхолащивание хваленой автономии Верховного суда Израиля. За четыре дня до нападения ХАМАС газета «Хаарец» опубликовала редакционную статью под заголовком «Израильский неофашизм угрожает как израильтянам, так и палестинцам». Месяцем ранее 200 израильских старшеклассников заявили о своем отказе от призыва в армию следующим образом: «Мы решили, что не можем добросовестно служить кучке фашистских поселенцев, которые сейчас контролируют правительство». В редакционной статье «Хаарец» высказывается мнение, что «шестое правительство Нетаньяху начинает выглядеть как тоталитарная карикатура». Почти нет ни одного шага, связанного с тоталитаризмом, который не был бы предложен одним из его экстремистских членов и не принят остальными некомпетентными членами, входящим в его состав, в их соревновании за то, кто может быть более полноценным фашистом», - в то время как один из редакторов описал происходящее как «израильскую фашистскую революцию», которая выполняет все пункты контрольного списка: от нескрываемого расизма до презрения к слабости, от жажды насилия до антиинтеллектуализма.
Данную недавно разразившуюся дискуссию, как и диагноз предвосхитили такие выдающиеся интеллектуалы, как известный историк, специалист по крайне правым Зеев Штернхелл, который предупреждал «нарастающем фашизме и расизме, родственном раннему нацизму» в современном Израиле, или журналист и борец за мир Ури Авнери, который сбежал из нацистской Германии в возрасте десяти лет и незадолго до своей смерти в 2018 году заявил, что «дискриминацию палестинцев практически во всех сферах жизни можно сравнить с обращением с евреями на первом этапе истории нацистской Германии. (Притеснения палестинцев на оккупированных территориях больше напоминают обращение с чехами в «протекторате» после Мюнхенского сговора). Дождь расистских законопроектов в Кнессете, как уже принятых, так и тех, которые находятся в разработке, всерьез напоминает законы принят Рейхстагом в первые дни нацистского режима. Некоторые раввины призывают бойкотировать арабские магазины. Как и тогда. Призыв «Смерть арабам» («Judah verrecke»?) регулярно звучит на футбольных матчах».
Конечно, в этой аналогии нет ничего нового. Такие люди, как Ханна Арендт и Альберт Эйнштейн, подписали письмо в New York Times после резни в Дейр-Ясине в 1948 году, в котором осуждалась «Херут» (предшественница партии Нетаньяху «Ликуд») как «схожую по своей организации, методам, политической философии и социальному составу с нацистскими и фашистскими партиями».
Авнери также назвал нынешнего министра финансов Безалеля Смотрича «настоящим еврейским фашистом». Смотрич, который не стесняясь называет себя «фашистским гомофобом», предложил теологические основания для своего напоминающего геноцид желания «прекратить» всякие надежды палестинцев на государственность и повторить Накбу. В одном из интервью он в частности заявил: «Когда Иисус Навин [библейский пророк] вошел в землю, он послал ее жителям три послания: те, кто хочет принять [наше правление], примут; те, кто хочет уйти, уйдут; те, кто хочет сражаться, будут сражаться. Основой его стратегии было следующее: мы здесь, мы пришли, это наше. Теперь тоже три двери будут открыты, четвертой двери нет. Тем, кто хочет уйти – а такие будут, – я им помогу. Если они поймут, что у них нет надежды и будущего, то они уйдут. Как они это сделали в 1948 году. […] Те, кто не уйдут или примут власть еврейского государства и смогут остаться, и если нет – то мы будем сражаться с ними и победим их. […] Либо я его застрелю, либо посажу в тюрьму, либо выгоню».
Упоминание о Книге Иисуса Навина весьма примечательно, поскольку она также служила идеологическим источником для вполне светского лидера Давида Бен-Гуриона в первые годы существования государства Израиль. Ветхозаветный гимн разрушению звучит тревожно и сегодня: «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы» (Иисус Навин 10:40-41).
Но функция «крестного отца» фашизма Нетаньяху не может быть сведена только к поселенцам-фундаменталистам и их хитростям по лишению собственности (включая проникновение глубоко в органы государственной власти поселенческой неправительственной организации Смотрича «Регавим» и ее законы против палестинских прав на землю и собственность). Фашизм также прочно укоренился в деловых интересах и законодательных маневрах миллиардеров, которые в Израиле, как в Индии или США, счастливы сочетать национал-консервативную мобилизацию против декадентских столичных «элит» с ничем не сдерживаемой защитой прибылей и привилегий. В свежем интервью израильский историк, исследователь Холокоста Дэниел Блатман заметил: «Знаете ли вы, что представляет самую большую угрозу дальнейшему существованию государства Израиль? Это не «Ликуд». Это еще не самые одичавшие бандиты. Это Политический форум Кохелет [имеется в виду правоконсервативный аналитический центр, поддерживаемый богатыми донорами из США]. […] Они готовят широкий социальный и политический манифест, который, если его в конечном итоге примет Израиль, превратит его в совершенно другую страну. Вы говорите людям «фашизм», а они представляют себе солдат, которые шагают по улицам. Нет. Это будет выглядеть не так. Капитализм никуда не денется. Люди по-прежнему смогут выезжать за границу – если их пустят в другие страны. Останутся хорошие рестораны. Но чувства у людей, что есть что-то защищающее их, кроме доброй воли режима – потому что он либо будет их защищать, либо не защитит, как считает нужным – больше не останется. Израильское общество созрело для принятия политики нынешнего правительства. Не из-за победы «Ликуд», а потому, что самое крайнее крыло потянуло за собой всех. То, что когда-то было крайне правым, сегодня стало центром. Идеи, которые когда-то были маргинальными, стали легитимными. Мне как историку, специализирующемуся на Холокосте и нацизме, сложно это говорить, но сегодня в правительстве есть министры-неонацисты. Вы не увидите больше нигде – ни в Венгрии, ни в Польше – министров, которые идеологически являются чистыми расистами».
Несмотря на свое содержание, даже этот фрагмент со всей симптоматичностью демонстрирует, насколько либерально израильское сопротивление нарастанию фашистских тенденций. Речь идет о палестинцах. Солдаты уже шагают по улицам Израиля и оккупированной Палестины. Миллионы людей, находящихся под властью Израиля, не могут выехать за границу. Или вернуться домой. «Чистый» расизм, о котором без угрызений совести говорят такие люди, как Смотрич и министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, является продуктом расизма, который структурирует и воспроизводит колониальное господство, как для недобросовестных либералов, так и для легкомысленных фашистов.
Старые антифашистские традиции чернокожих радикалов и жителей стран третьего мира, а также борьба за свободу коренных народов научили нас тому, что, как отмечают Билл Маллен и Кристофер Виалс: «Для тех, кто по расовым признакам оказался за пределами системы прав либеральной демократии, слово «фашизм» не всегда вызывает в воображении далекий и чуждый социальный порядок». В колониально-поселенческих и расово-фашистских режимах – таких как ЮАР, которую Джордж Падмор в 1930-х годах называл «классическим фашистским государством» – мы сталкиваемся с версией того «двойного государства», которое анатомировал немецко-еврейский юрист Эрнст Френкель: «нормативное государство» для господствующего населения и «прерогативное государство» для подавляемого, осуществляющее «неограниченный произвол и насилие, не сдерживаемое никакими правовыми гарантиями». Как показала Анджела Дэвис, ссылаясь на то, что государственный расовый террор предвещал остальному населению США в начале 1970-х годов, граница между нормативным и прерогативным государством весьма тонка.
Сегодня это очевидно в Израиле, поскольку министры правительства используют предлог войны, чтобы «продвигать правила, которые позволили бы [им] дать указание полиции арестовывать гражданских лиц, выселять их из домов или конфисковывать их собственность, если [они] считают, что они распространили информацию, которая могла нанести вред национальной морали или послужила основой для вражеской пропаганды». Как проанализировал марокканский еврейский марксист Авраам Серфати десятилетия назад в своих тюремных записках об освобождении Палестины, в основе сионистского поселенчески-колониального проекта депривации, господства и выселения лежит «фашистская логика». Хотя либералы могут отречься от него, если его основные механизмы не будут демонтированы навсегда, этот проект не может не возрождаться, причем самым ярким образом при каждом кризисе. Правящие израильские ультраправые во многих отношениях очень громко говорят то, что чем когда-то шептались, о чем свидетельствуют их развернутые высказывания против лицемерия тех, кто утверждает, что они хотят решения на основе двух государств, но никогда не намереваются его осуществить. В то время, когда оккупация и жестокое обращение с палестинцами стали нормой и рассматривались во всех отношениях как бесконечные, фашистские поселенческие и религиозные правые дошли до утверждения и прославления структурного насилия и дегуманизации, которые характеризуют Израиль как поселенчески-колониальный проект – то, что либералы полагали смягчить или свести к минимуму, но которому никогда по-настоящему не хотели бросить вызов. В Израиле, как и много где еще сегодня, господство фашизма может сначала показаться чем-то исключительным, но оно глубоко укоренено и поддерживается колониальным либерализмом, который никогда не будет на стороне подлинного освобождения.